kz ru en
оставить заявку
г. Астана, пр. Республики 34 A
info@daryn.kz
+7 7172 29 52 32

Тренинг «Духовно-нравственное воспитание в условиях превалирования виртуального общения современных учащихся».

29-03-2017
0

 

Авторы-составители:

Куатов Азат Кадырович – старший преподаватель кафедры социальной педагогики и самопознания ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, магистр социальных наук по специальности «Психология». 

Куатова Аяжан Сериковна – старший преподаватель кафедры социологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, магистр «Педагогики  и Психологии».

Манжугулова Айгерим Ерлановна – преподаватель кафедры социологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, магистр социальных наук по специальности «Психология».

 

 

Введение

Настоящий тренинг предназначен для развития личности учащихся подросткового возраста, прежде всего, её интеллекта, силы воли, ценностно-мировоззренческих структур. Поскольку неразвитость духовного мира способствует усилению отрицательных качеств личности: несмотря на большое количество усвоенной информации, человек может стать примитивнее нравственно и эмоционально, потерять свою свободу, превратиться в средство манипулирования.

Тренинг «Духовно-нравственное воспитание в условиях превалирования виртуального общения современных учащихся» предназначен для учащихся школ с 5 по 11 классы.

Данный тренинг относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный.

Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

 

Цели тренинга:

Формирование нравственной сферы личности учащихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 

Задачи тренинга:

1.      Развитие субъектных свойств личности; формирование субъектной нравственной позиции, отражающей ценностное отношение к себе, к деятельности, к миру, к жизни в целом.

2.      Формирование нравственных убеждений, принципов и идеалов; пере
стройка личностных смыслов, переоценка и присвоение нравственных ценностей.

3.      Развитие нравственных чувств и способности к нравственным оценкам,
самооценкам и переживаниям.

4.      Формирование моделей нравственных отношений и нравственного поведения.

 

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

 

 

Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям.

 

Общая схема проведения тренинга:

Тренинг рассчитан на 4 часа.

Количество участников в группе – 20-25 человек.

Занятие включает:

-разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе и включение участников в тренинговую реальность;

-основную часть, непосредственно направленную на реализацию поставленных задач;

-завершающую часть, направленную на снятие эмоционального напряжения.

 

 

 

 

Правила проведения тренинга:

1.Правило правил. Правила оговариваются в начале проведения тренинга.

2.Правило тренера. Тот, кто проводит тренинг, принимает на себя роль и ответственность тренера, а остальные принимают на себя роль и ответственность участвующих. Для тренера это значит эффективно выстраивать обстоятельства, забыв, что он такой же как остальные, а для участвующих это значит эффективно, с полной отдачей выполнять то, что говорит тренер, забыв о прошлом опыте, не рационализируя, не рассуждая, и забыв о том, что тренер такой же как ты.

3.Правило цели. Перед тренингом или всей программой определяется цель, т.е. то для чего и зачем всё это делается. После определения цели вопросы "зачем?" не ставятся.

4.Правило обратной связи. В процессе работы нельзя высказывать критику и оценочные суждения в чей-либо адрес, но можно дать обратную связь кому-либо при его согласии.

5.Правило здесь и сейчас в другой реальности. Тренинг проводится, организуется как другая реальность, которая выстраивается отдельно от обычного мира и только после того как получен результат, он автоматически или специально переносится в обычный мир. Поэтому в процессе тренинга обсуждается только происходящее здесь и сейчас, за исключением специально оговоренных случаев (разбор домашнего задания и т.д.).

 

План занятия:

Название упражнения

Время проведения

1.               

Знакомство

20 минут

2.               

Введение правил работы в группе

10 минут

3.               

Психогимнастика «Ритм»

15 минут

4.               

Упражнение «Особые дары»

20 минут

5.               

Психогимнастика  «Нахал»

15 минут

6.               

Упражнение «Тимуровцы»

20 минут

7.               

Психогимнастика  «Шестерка»

15 минут

8.               

Упражнение «Объявление»

15 минут

9.               

Упражнение «Непосредственный/опосредованный разговор»

15 минут

10.           

Психогимнастика  «Невербальное общение»

10 минут

11.           

Упражнение «Я поеду в Америку»

15 минут

12.           

Упражнение «Необитаемый остров»

15 минут

13.           

Просмотр видеороликов

15 минут

14.           

Упражнение «Нравственная «Поп-группа»

25 минут

15.           

Обратная связь и прощание

15 минут

 

 

 

Знакомство.

Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу, по часовой стрелке) будет называть свое имя, а также одно из своих реальных хобби, увлечений и одно желаемое хобби, то, которое вы хотели бы иметь, но которое пока по той или иной причине не осуществилось. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем рассказать о себе, повторит сказанное первым. Начиная с третьего все будут повторять то, что расскажут о себе два предыдущих человека. Итак, имя, хобби реальное и хобби желаемое…

 

Ритм

Дети садятся в кругу.

– Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый.

Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.)

На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание.

 

Особые дары

Психолог предлагает детям вспомнить, что они получили от окружающих (родных, близких, друзей, учителей и др.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может получиться примерно такая таблица:

 

Нахал

– Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то «влезает!» Ситуация очень жизненная. А ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко у такого нахала отбить охоту поступать подобным образом в будущем. Тем не менее как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию.

Пожалуйста, разбейтесь на пары. «Нахал» заходит справа. Пожалуйста, отреагируйте экспромтом, да так, чтобы было неповадно.

Теперь давайте поменяемся ролями. Теперь «нахал» будет заходить слева, правые игроки каждой пары должны отреагировать.

Ну а теперь давайте устроим конкурс на лучший ответ в данной ситуации.

 

Тимуровцы

– Давайте расскажем друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т. е. о бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этом внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.

 

Шестерка

Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность.

Все игроки встают в круг.

Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например 6, 12, 16 и т. д.). Если 

игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры.

 

Объявление

– Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих найти друзей, увлеченных тем же хобби.

Действительно, такие объявления помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостями и т. д.

Попробуйте и вы.

Ваша задача – составить текст газетного объявления с подзаголовком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему? Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите искренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.

 

Непосредственный/опосредованный разговор.

Инструментарий:

Проектор.

Ноутбук.

Текстовый редактор.

Упражнение состоит из двух этапов и моделирует ситуацию при виртуальном общении и непосредственном контакте. На первом этапе проигрывается ситуация виртуального общения.

Один участник садится на стул перед экраном проектора (как будто перед компьютером, планшетом или перед телефоном).

Второй участник сидит за ноутбуком позади первого участника так, чтобы его не видел первый участник.

Второй участник не говорит в слух, а только набирает в текстовом редакторе вопросы и ответы как в диалоге при виртуальном общении.

Тема диалога может быть самой разнообразной, в зависимости от предпочтений участников. Участники диалога на каждом этапе могут не повторяться. На втором этапе участники сидят друг против друга. Их цель завести знакомство или просто поговорить на какую-нибудь тему.

Обсуждение:

Что вам удалось выяснить?

Как Вы строили диалог?

При каком общении вам было более комфортно? Почему?

 

Невербальное общение

Из группы выбираются двое детей. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка, это могут быть жесты, звуки, мимика…

Задача двух выбранных детей – завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях своего партнера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности.

Задача зрителей – попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников.

После завершения диалога выслушиваются сначала версии наблюдателей, а затем каждый из участников диалога делится тем, о чем он говорил. На втором этапе игры все участники делятся на тройки. В каждой тройке один – наблюдатель, а двое других – беседующие между собой на «тарабарском» языке участники.

Психолог внимательно следит за всеми нюансами общения и затем пытается угадать тему разговора.

 

«Я поеду в Америку»

Ведущий: «Мы с вами собираемся в Америку и собираем чемодан в дорогу. Но в Америку поедут не все, а только те, кто обладает определенным признаком. Ваша задача – понять, что это за признак и воспроизвести его».

Ведущий передает по кругу эстафетную палочку со словами «Я поеду в Америку и беру с собой...», обязательно добавляя «пожалуйста» при передаче предмета другому. Тем, кто использует «пожалуйста», ведущий говорит, что они едут в Америку, остальным – нет. Участники не имеют права говорить другим, что им нужно сделать для «поездки в Америку». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, в чем дело (признак – «в Америку берут только вежливых»).

 

Необитаемый остров

– В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткие, но жестокие холода, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача – создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни – вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу, и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно, или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений, примерно из 15–20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие правил дается время и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т. п.

 

Фильмы

Участник просматривают короткие фильмы или социальные рекламы, имеющие нравственную нагрузку. После, происходит обсуждение фильмов.

 

Нравственная «Поп-группа»

В настоящее время исполнители современных и популярных песен зачастую не вкладывают особый, и тем более нравственный смысл своих произведений.

Вам дается возможность исправить их и написать свою нравственную песню, наложив ее на любую узнаваемую, современную музыку.

Участники делятся на 4-5 групп и пишут текст к общеизвестной песне.

Духовно-нравственные понятия, используемые в песне, могут быть предварительно оговорены участниками и вынесены на доску (монитор проектора), так чтобы все группы могли использовать одни и те же понятия.

Желательно иметь доступ в интернете для скачивания «минусовок» песен. Также, участники могут распределять строки между собой при исполнении песен.

 

Обратная связь и прощание.

ТОО Компания Финист, Creative Group ©, 2017