kz ru en
оставить заявку
г. Астана, пр. Республики 34 A
info@daryn.kz
+7 7172 29 52 32

О ВНЕДРЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В 15-И СТОЛИЧНЫХ ШКОЛАХ

03-04-2017
0

Садвакасова Айман Алтиевна

магистр педагогики и психологии

заведующая  кабинетом

психологической службы

КГУ«Центр модернизации образования»

акимата г.Астана

Современное казахстанское общество предъявляет к системе об­разования новые требования, связанные с под­готовкой учащихся к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такой подход не может за­ключаться только в формировании   у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должен включать  в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности.

К сожалению, наличие сложных социальных проблем в школьной и внешкольной жизни наших детей заставляет экстренно поднимать серьезный вопрос о том, как помочь родителям и всему обществу защитить детей от деморализации, воспитать их социально                и интеллектуально защищёнными. Рамки уже существующих школьных предметов для этого очень ограничены. Для это­го созрела необходимость разработки специального учебного курса, который по своему содержанию отвечал бы на вопросы о самом себе, предоставлял знания о чело­веческом феномене и личности средствах для саморазвития. Поэтому столь акту­альна потребность в разработке отдельного экспериментального курса «Психология саморазвития»для общеобразовательных школ.

В своем выступлении на августовском совещании работников образования столицы 2014г. аким г.Астаны Тасмагамбетов И.Н. отметил актуальность проблемы  изучения психологии в школах. «Чтобы соответствовать всем требованиям современной действительности, человек должен быть внутренне стойким, интеллектуально развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, что возможно благодаря глубоким знаниям в различных сферах науки и жизни. Он должен разбираться в людях, находить с ними общий язык, выстраивать отношения, уметь преодолевать проблемы и стресс и, в первую очередь, управлять своим поведением и эмоциями. Это делает весьма актуальной следующую проблему современного образования – проблему изучения психологии, как обязательной составляющей общего школьного курса.»

По поручению акима, приказом Управления образования г.Астаны  от 29.08.2014г бала выбрана экспериментальная площадка на базе 15 столичных школ  по внедрению факультативного курса «Психология саморазвития» и приказом № 840 от 31.12.2014г. был открыт кабинет психологической службы с целью курирования эксперимента. Методистами кабинета психологической службы Управления образования и творческой группой психологов-практиков был разработан Календарно-тематический план факультативного курса,  а также учебно-методические пособия для педагогов-психологов и рабочие тетради для учащихся с 1 по 11 классы, утвержденные на ученом совете ФАО НЦПК  ИПКПР «Орлеу».г.Астана.

По завершении методической работы с целью ознакомления с основными концепциями преподавания психологии и практическими формами работы были проведены обучающие семинары для педагогов-психологов экспериментальных школ методистами КПС., для зам. директоров , курирующих экспериментальную работу и для родителей.

С целью объективной оценки  и обсуждения предложений и замечаний по внедрению факультативного курса «Психология саморазвития» в ноябре 2015г. был проведен круглый стол с приглашением рецензентов и психологов экспериментальных школ: Субханкулова М.Г- к.пс.н., профессора Академии «Кокше»,Курсабаева М.К.- к.п.н. профессора университета «Туран-Астана»,  Букашова Т.С.-, к.м.н. врача-психиатра высшей категории МЦППЗ.

Главная цель факультативного курса «Психология саморазвития» совпадает с основной целью всей системы образования-культурным и социальным развитием ребенка, обеспечивающим ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

Ориентируясь на потребности современного общества и в соответствии с задачами гуманизации образовательной средыв контексте Государственной Программы развитияобразования Республики Казахстан на 2011-2020 годы,основой факультативного курса «Психология саморазвития» стала гуманистическая парадигма, которая подразумевает формирование психологической культурыс обязательным привлечением жизненного опыта ученика,его персональной заинтересованности, мотивации и актуаль­ных стремлений.

В связи с этим сформулированы цель и задачи эксперимента.  

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: формирование у учащихся психологической культуры                в области человекознания и конструктивного взаимодействия с самим собой, сверстниками, родителями, учителями.

ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

•       Разработать единое методическое пособие базового курса психологии                             для учащихся 1-11 классов.

•       Подготовить квалифицированных специалистов для преподавания факультативного курса «Психология саморазвития».

•       Организовать работу экспериментальных площадок на базе организаций образования г. Астаны.

•       Обеспечить активное вовлечение родителей в формирование элементов психологической культуры у детей.

•       Организовать обучающие семинары-тренинги для всех участников эксперимента (администрация, психологи, классные руководители, учителя-предметники, учителя начальных классов, учащиеся, родители).

•       Формировать активное общественное мнение в создании позитивной социокультурной среды.

•       Отслеживание динамики эффективности экспериментальной работы  по мониторингу (вводного, текущего и итогового)

•       Обобщение передового опыта.

 

Перед введением эксперимента был изучензарубежный опыт преподавания психологии вобщеобразовательных школах.

Из западных учреждений образованияобращает на себя внимание опыт английской школы, которая собирает в себя все самые лучшие мировые образовательные тенденции. «Пасторальная программа» является наиболее крупной про­граммой в рамках известного направления«Learning Through Experience»- «Учение через опыт»; курспо самоосознанию  Ш.Мак-Коннона «Самоосознание (курс личностных умений)». Из опыта школ США и Канады заслуживает внимания авторскаяпрограммаобучения психологии Кэрол Оллред- «Positivaction» («Позитивный поступок»),  предназначеннаядля детей                  от 5-6 до 11-12 лет, которая практикуется более чемв 1000 школ СШАи Канады и при­знана лучшей  на конкурсе  200 программ по психологии для школьников.

Из российских исследованийподанному вопросуинтересным представляются учебно-методическое пособие М.В. Поповой «Психология как учебный предмет                           в школе», являющееся первым аналитическим изданием по вопросу введения психологических знаний в структуру школьного курса, программа Хухлаевой «Тропинка к своему Я», И.А. Сияловой (г.Санкт-Петербург),а такжеопыт белорусских коллег.

При создании программы факультативного курса «Психология саморазвития»                   для казахстанских школьников был использован не только прогрессивный мировой опыт, но иучтены  особенностименталитета   нашего многонационального государства. (Жарыкбаев К.,О.Озганбаев)

Экспериментальное исследование предполагает проведение трех этапов эксперимента:

•                  констатирующего;

•                  формирующего;

•                  контрольного

На этапе констатирующего экспериментамы провели диагностическое исследование психологического здоровья учащихся экспериментальных школ. Были использованы методики для диагностики когнитивной сферы, эмоциональной сферы  и поведенческой с учетом возрастных особенностей. Проводилось общее наблюдение  за поведением детей во время образовательных моментов. Также нами было проведено анкетирование родителей, с целью выявления их психологической осведомленности   по проблемам воспитания и обучения школьников, где выявилось 83%   не информированности родителей и заинтересованность их в получении психологических знаний учащимися и необходимости введения факультатива «Психология саморазвития»

     МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В начальном звене:

1 Методика изучения школьной мотивации учащихся 1-4 классов с целью осуществления скрининговой оценки школьной мотивации младших школьника

2.Методика для изучения социализированной личности учащегося М.И.Рожкова -                      с целью выявить уровень социальной адаптированный, активности, автономности                      и нравственной воспитанности учащихся.

3.Методика изучения особенностей я-концепции учащихся 1-4 классов - А.В.Захарова с целью выявить когнитивный эмоциональный уровень самооценки, определить уровень самооценки. 

 В среднем звене:

1. Методика ШТУР (школьный тест умственного развития) с целью выявления умственных способностей и критического мышления

2.Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)                       с целью выявления статуса школьника и "Я -концепции подростка "

3.Опросник Спилбергера по оценке личностной тревожности с целью выявления личностной и ситуативной тревожности учащихся

4.Тест ассертивности с целью выявления сформированности уверенного поведения            и умения говорить нет

В старшем звене:

1.Методика «Карта интересов» с целью выявления профессиональных интересов старшеклассника

2.Методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник, автор — Климов)               с целью определить профессиональную направленность старшеклассника

3.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса с целью выявления успешности учащихся и избегания неудач.

По результатамвводной диагностики выявились средние и низкие показатели которые вошли в экспериментальную группу и распределили в образовательной среде

по начальному звену: школа –лицей № 71- 4 «А», средняя школа №25- 1 «А»,  средняя школа №29 -3 «Г», школа-гимназия №2- 2 «Г», школа- гимназия №30 – 3 «Д»

по среднему звену: в школа-гимназия №3 – 5 «А», школа-гимназия №4-6 «В», школа-гимназия №51-7 «Б», школа-лицей №-56-7 «Д», школа-лицей №60 - 8 «В»;

по старшему звену: в школа-лицей №54-9 «Б», школа-гимназия №52-10 «В», средняя школа № 61-10 «Ә», школа-лицей № 58-11«Ә», школа-лицей № 72-11«А»

На этапе формирующего эксперимента,с целью повышения показателей                         по базовым критериям психологического здоровья в качестве психологической коррекции мы ввели в данных классах факультативный курс "Психология саморазвития"                       и отслеживали апробацию эксперимента по текущему мониторингу 

Базовые критерии психологического здоровья для учащихся начального звена (1-4 кл):

Когнитивная сфера:

-диагностика познавательных процессов младшего школьника (внимание, память, мышление, воображение)

Эмоциональная сфера:

-диагностика психологической адаптации, самооценкии тревожности

Личностная сфера:

-диагностика личности и учебной мотивации

Базовые критерии психологического здоровья для учащихся среднего звена             (5-7 кл):

Когнитивная сфера:

-диагностика познавательных процессов школьника младшего звена (логического мышления)

Эмоциональная сфера:

-диагностика социальной адаптации, самооценкии тревожности

Личностная сфера:

-диагностика самоидентификации, самооценки, уверенности и коммуникативности

8-11 кл

Базовые критерии учащихся старшего звена):

Когнитивная сфера:

-диагностика   креативности

Эмоциональная сфера:

-диагностика уровня притязаний, самооценки и стрессоустойчивости

Личностная сфера:

-диагностика мотивации достижений   и уровня притязаний, профессионального самоопределения

На этапе контрольного эксперимента будет проведена проверка эффективности коррекционной работы по экспериментальным классам, где изучается факультативный курс "Психология саморазвития» по итоговой диагностике, которая позволит проследить динамику базовых критериев психологического здоровья

Ожидаемые результаты эксперимента:

Введение факультативного курса «Психология саморазвития» предполагает определенные изменений, какв функ­циях других школьных предметов, так                                 и в функционировании всего школьного организма   в целом. Здесь можно выделить не­сколько аспектов:

- создание особого психологического климата в учитель­скоми ученическом коллективах, ориентированного на ценности и идеалыгуманистической психологии                        и педа­гогики;

-  психологизацияпроцесса обучения,  психологизацияпроцесса воспитания;

- перестройка методической работы школы в связи с еепод­чинением задачам эксперимента;психолого-педагогическое просвещение (лекции, семинары, деловые игры, тренингидля учителей, администрации, ро­дителей);

- перестройка педагогического мышления и стиля общения коллектива учителей черезобучение инновационным коучинговым технологиям, развитие эмоционального интеллекта педагогов (например, тренинги эмоциональной компетентности,                             М. Рейнольдс);

-  изменение профессиональной позиции педагогов по отно­шениюк ученику;

- интеграция с другими учебными предметами, возможность переноса психологических знаний на другие предметы общественного цикла (литература, история, биологияи др.), развитие межпредметных связей.

Факультативные занятия по психологии целесообразно проводить 1 раз в неделю (34 часа в год в  каждом классе, кроме1-го класса – 25 часов). Они должны охватывать все ступени школьного обучения   и выполнять различные задачи:

            1-4 классы-адаптация к школьной жизни и развитие эмоциональной сферы.

  5-8 классы- профилактика агрессивности и развитие коммуникативныхспособностей, формирование ассертивного поведения.

9 класс-профессиональное самоопределение и выбор профиля обучения в 10-11 классах.

10-11 классы- становление социальных компетентностейчерез изучение индивидуальных особенностей личности.

 

Литература

1.       Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. – М.: Педагогика, 1982.

2.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989

3.      Садвакасова А.А. «Психология саморазвития»- учебное пособие и рабочие тетради  для учащихся 7-11кл.общеобразовательных школ. Астана-2015г.

4.      Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.яз./Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Прогресс, 199

ТОО Компания Финист, Creative Group ©, 2017