Профилактика интернет-зависимости у детей

24-06-2015
0

Интернет - неотъемлемая часть современного мира, который становится все более и более цифровым.  Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира. Интернет сам по себе – ни добро, ни зло.

Анализируя деятельность детей в интернете, можно разделить ее на познавательную, развлекательную и социальную. Нет ничего плохого в том, что ребенок приятно проводит досуг на любимых игровых порталах или увлеченно общается с друзьями в чатах. Однако все хорошо в меру.

Интернет не должен перерасти в увлечение, занимающее все свободное время ребенка и вытесняющее его реальные интересы и реальных друзей.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Взрослые должны контролировать ребенка, пользующегося интернетом, ограничивая его во времени и отслеживая посещаемые ресурсы.

Как правило, родители обнаруживают, что ребенок зависим, слишком поздно. Очевидно, что ребенок очень быстро становится жертвой любой страсти. Ведь у детей еще нет жизненного опыта, слабо развита воля, недостаточно развит инстинкт самосохранения. Кроме того, дети более азартны. Все эти факторы приводят к массовому заражению детей интернет-зависимостью.

От чего возникает интернет-зависимость у детей?

Для большинства детей  интернет является уходом от жестокостей реального мира. Часто дети испытывают трудности в адаптации, в общении со сверстниками, испытывают дефицит внимания со стороны родителей, и, как следствие, испытывают чувство одиночества и ненужности. Любая зависимость человека является уходом в мир, где он чувствует себя комфортно. В этом мире не существует проблем.

Интернет-зависимость у детей от недостатка общения?

Нередко сами родители усаживают ребенка за компьютер, чтобы не мешал, не отвлекал, не приставал с постоянными вопросами. Основная причина детских зависимостей – недостаток общения с родителями. Для ребенка очень ценно общение с родителями. Ведь пока они маленькие, родители являются для них самым важным человеком на земле, авторитетом и кумиром. Не отталкивайте их от себя.

Какая бывает зависимость?

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:

— Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.

— Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.

— Игровая зависимость  — разнообразные онлайн-игры и игры по сети.

Как формируется?

В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества. Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же. «Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия(Е. Макушкин, д.м.н., профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист — психиатр Минздравсоцразвития России) - это не химическая, а чисто психическая зависимость».

Факторы риска

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Признаки зависимости

— увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,

— снижение успеваемости в школе,

— снижение интереса к происходящему вокруг,

— нарушения сна,

— часты резкие перепады настроения,

— неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

При борьбе с интернет зависимостью правильным будет комплексный подход

1.    Если интернет – средство общения с миром для застенчивого ребенка, помогите ему завести интересные ему знакомства вне сети, поощряйте встречи с друзьями.

2.    Разнообразьте детский досуг. Проводите с ребенком больше времени, беседуйте, играйте, гуляйте. Пусть ему будет интересней быть с семьей, чем с компьютером.

3. Запишите его в кружок или секцию по интересам. Там он будет проводить время с пользой и удовольствием, общаясь с товарищами.

4.    Подайте ребенку пример: сделайте ваш интернет-серфинг открытым для него. Пусть он на вашем примере поймет, что каким бы приятным время препровождение в интернете не было, использование его должно быть рациональным и ограниченным во времени.

5. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета». Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети (Е.Макушкин).

6. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

7. Структурируйте время, проводимое вашим ребенком за компьютером. Обговорите с ним, сколько минут выделяете ему на познавательную деятельность, а сколько на игры, как долго он может общаться в соцсетях и чатах. И конечно, контролируйте исполнение им договоренности.

8. Отслеживайте, какие ресурсы посещает ребенок в интернете. Поставьте защиту, регулярно проверяйте историю посещений. Ребенок должен посещать сайты, одобренные вами.

В современном мире совершенно обойтись без интернет–технологий невозможно. Компьютерная грамотность очень важный аспект в формировании современного человека, и необходима как навыки чтения и письма. Но важно понимать и объяснить ребенку, что компьютер - это технический инструмент. Для познания мира, для получения информации, для развлечения. И здесь важно соблюдать меру. Необходимо объяснить ребенку, что компьютер желательно использовать не только как источник удовольствий, а как источник получения информации.

Понятно, что детские зависимости – это беда родителей, а не самих детей. Ведь задача родителя следить не только за физическим здоровьем своего ребенка, но и за духовным. Общайтесь с детьми, наладьте теплые эмоциональные отношения, интересуйтесь душевным состоянием. Не экономьте время на своих детях, ведь никакой компьютер вас не заменит. Кроме того, вы наладите доверительные отношения с ребенком, у вас появятся новые темы для общения, интересные обоим. Предложите своему ребенку какое-то увлекательное совместное занятие.

Наградой вам будут улыбка и светящиеся радостью глаза вашего ребенка.

Регулярная профилактика позволит избежать зависимости от интернета у ребенка. Научите его рациональному подходу в использовании глобальной сети.  Пусть интернет обогатит жизнь ребенка новыми знаниями, но не крадет у него драгоценное время для развития, отдыха и реального общения.

Материал подготовлен Жандарбековой А.К. –

методистом лаборатории «Психология одаренности»

РНПЦ «Дарын».

 

Для подготовки материала использованы следующие источники:

1.     http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov

2. http://superpredki.ru/detskaya-psihologiya/problema-internet-zavisimosti-u-detey.html

3.     http://zavisimost-v-seti.ru

4.      http://vitaportal.ru/psihologiya/internet-zavisimost-u-detej-i-ee-profilaktika.html