Диагностика творческой одаренности

15-09-2015
0
 
Диагностика творческой одаренности
 
«Творчество является уделом всех,  оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» 
В.В.Давыдов.
 
В последнее время одним их главных направлений психоло¬гической диагностики одаренности становится измерение твор¬ческих способностей человека, его креативности. Творчество может рассматриваться двояко – как компонент какой-либо деятель¬ности и как самостоятельная деятельность. 
Существует мнение, что в любой деятель¬ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, ориги¬нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему [1]. 
Творческая одаренность - это особый вид одаренности. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. 
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей [2].
Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. скачать полное письмо