Память – развитие и тренировка

21-09-2015
0

 

 

Память – развитие и тренировка

 

Память - это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определённой тренировки в течении жизни С годами человек может держать в голове всё большее количество различной информации [1].

Память человек использует постоянно.Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишённый способности запечатлеть, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестаёт быть личностью. У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Эффективность памяти определяется её воспроизведением. Кратковременная и долговременная память различаются также и по количеству материала, который удерживается в памяти. Эта характеристика называется объёмом, или ёмкостью памяти. Объем и длительность хранения являются зависимыми параметрами[2].

По мнению Т. Гоббса (англ.философ-материалист), чем богаче память, тем обширнее субъективный опыт взаимодействия с миром и тем лучше происходит понимание происходящего[3].

Все психические процессы человека связаны между собой. Память как одна из психических функций, отвечающая за воспроизведение прошлого опыта, неразрывно связана с мышлением, вниманием, воображением и другими процессами. Соответственно, развивая все эти процессы, можно улучшить и свою память.

Для того, чтобы занятия по развитию памяти были более эффективны, предварительно нужно провести диагностику памяти.

Для диагностики слуховой памяти можно использовать методику: «10 слов».Для диагностики слуховой механической памяти можно использовать методики «Числовые ряды»:«Трёхзначные  числа», «Запомни двузначные числа».

Для диагностики механической зрительной памяти можно использовать методику «Трёхзначные числа, в столбик».

Для диагностики оперативной памяти рекомендуется методика:Определение объёма кратковременной памяти по методу Джекобса,

 

Предлагаем  вашему вниманию  упражнения на улучшение памяти у подростков. Упражнения можно использовать на уроках в виде разминки и на тренингах.

 

Упражнения для развития памяти у подростков

 

Упражнение «Проверка памяти»

Цель: развитие памяти. Показать участникам группы, что большая половина информации при восприятии нового материала теряется. Показать, что при вербальном общении не вся информация передается верно.

Ход проведения: В коридор выходят 5 человек. Участникам зачитывается текст сообщения. Один участник с группы передает информацию одному из находившихся в коридоре. Получивший информацию передает ее следующему и так до тех пор, пока последний человек, находящийся за дверью получит сообщение.

Текст: «22 мая в 11.15 по адресу: Пушкинская, 148, некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать названия экзаменационных сочинений, быстро запомнит тот, кто 23 мая должен сдавать экзамен, а я, конечно, не вспомню этот адрес, время и имя, отчество».

 

Упражнение 1. «Линия».

Задача - на чистом листе бумаги с помощью карандаша, очень медленно и плавно, ведете линию и сосредотачиваете все мысли и внимание только на ней. Как только поймали себя на отвлечении - делаете маленький пик наверх, как на кардиограмме, и продолжаете. По итогам нетрудно подсчитать количество отвлечений. Хороший уровень концентрации, если за три минуты нет ни одного пика.

 

Упражнение 2.

Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек.

Перечислите детали (предметы), которые запомнились.

Ключ: запомнил менее 5 деталей - плохо; от 5 до 9 деталей - хорошо;  более 9 деталей - отлично.

 

Упражнение 3.

1. Возьмите два фломастера (шариковые ручки, карандаши).

2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой - круг, второй - треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник - с острыми кончиками углов.

3. А теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. Максимум кругов и треугольников.

 

Система оценивания: меньше 5 - плохо; 5-7 - средне; 8-10 - хорошо;         

больше 10 – отлично.

 

Теперь рисуйте так же, но разные цифры: 1 и 2, или 2 и 3, или 3 и 4 и т. д.

 

Упражнение 4.

1. Перед собой поставьте какой-нибудь предмет (можно по теме урока).

2. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.

3. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.

4. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.

5. Закройте глаза.

6. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

 

Упражнение 5.

Зачитываются слова. Учащиеся должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.

Материалдля запоминания (можно подготовить свои слова, можно по теме урока):

1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

 

Упражнение 6.

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут.

Примеры фраз (можно придумать по теме урока):

1. Лев, нападающий на антилопу                     6. Пятно на вашей любимой одежде

2. Собака, виляющая хвостом                          7. Бриллиант, сверкающий на солнце

3. Муха в вашем супе                                        8. Крик ужаса в ночи

4. Миндальное печенье в коробке                    9. Радость материнства

5. Молния в темноте                                         10. Друг, ворующий деньги из вашего

                                                                                кошелька

         А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

 

Упражнение 7. (можно использовать на уроках литературы, истории и т.п.)

1. Возьмите любое стихотворение.

2. Выделите в нем фразы.

3. К каждой фразе поставьте несколько вопросов. Делайте это всякий раз, когда вам нужно что-то хорошо запомнить.

 

Упражнение со словами (терминами) 8.

Берется любое слово (можно по теме урока) и на каждую букву этого слова пишется новое слово (можно по теме, можно просто слова).

 

Упражнение 9. «Что уронил Олли?»

Развиваем образную память и внимание.

Задание: Внимательно посмотри на эту картинку 10-20 секунд.

 

На второй картинке ты видишь, как собака Олли стаскивает скатерть со стола. Вспомни, какие предметы стояли на столе, и представь, в какой последовательности они упадут.

 

 

 

 

Ответ. Предметы упадут в следующей последовательности:

1.    Книга 2. Очки 3. Чашка с блюдцем 4.Чайник 5. Ваза с цветами

6.    Магнитофон 7. Лампа

Упражнение 10. Развития вербальной памятиподростков.  Инструкция: подростку следует записать как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3)музыка, 4) книга, 5) искусство, 6) времена года, 7) этика, 8) спорт, 9) композиторы, 10) писатели, 11) ученые и т. д. На каждую из тем дается 5 минут. Оценка результатов: если по теме «музыка» учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15-т\летние подростки – уже 37 слов, по теме «литература» этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме «живопись» - 3,7 и 20,5 слов.

 

Игра «Составь предложение».

Цель: развитие способности быстро устанавли­вать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных эле­ментов.

Проведение: Берут три слова, не связанные по смыслу. Надо соста­вить как можно больше предложений, которые обязатель­но включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть баналь­ными, сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя ис­ходными словами и введением новых объектов, и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи.

Пример:три слова - «озеро», «карандаш» и «медведь».

Банальный ответ: «Медведь кинул в озеро карандаш».

Сложный ответ: «Маль­чик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере».

Творческий ответ: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Использование: уроки литературы, природоведения.

 

Групповая игра «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Игрокам предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания ребята делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Игра «Наблюдатель»

Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

 

Список использованной литературы

 

1.    Некрылова В.В. http://www.psiholog2000.ru

2.    Шамиярова О.А., Хасанова А.Р. //Исследования различных видов памяти у школьников. Аdvances in current natural sciences №10, 2013

3.    Психологические исследования: сб.науч.тр.: выпуск 2. /под.ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтова, Самара: изд-во «Универс-групп», 2006. – 292 с.

4.    Переверзева Н.Ю. // Проблема памяти и одаренности: психологический и философский аспекты. Вест.Волгогр. гос.универ., серия 7. Философия 2009 № 2(10).

5.    Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., 1993, с. 7-10)

6.    Савина О.О., Смирнова О.М. Сборник упражнений  для развития внимания и памяти.

7.    festival.1september.ru

8.    Чернобай А. Д., Федотова Ю. Ю. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти.

 

Материал подготовлен Жандарбековой А.К. – методистом лаборатории «Психология одаренности» РНПЦ «Дарын».