Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования

10-12-2015
0

Утверждены приказом  Министра образования и науки  Республики Казахстан  от 20 декабря 2011 г. № 528

Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования

1. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют деятельность Психологической службы в организациях среднего образования (далее - Психологическая служба).

2. Деятельность Психологической службы осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.

3. Психологическая служба является структурным подразделением организации среднего образования.

4. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования и количеством штатных единиц педагогов-психологов.

5. Документация Психологической службы включает:

1) правила организации деятельности психологической службы в организациях среднего образования;

2) календарный план работы Психологической службы, утвержденный руководителем организации образования;

3) программы психологической диагностики (далее - психодиагностики), психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы, утверждаемые руководителем данной организации образования;

4) методические разработки психологических занятий, тренингов и других форм психологической работы, утверждаемые уполномоченным органом в области образования;

5) перечень и банк данных психодиагностических методик;

6) индивидуальные карты психологического развития обучающихся; групповые психологические портреты;

7) результаты психологического обследования, заключения и рекомендации;

8) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги), скрепленный печатью руководителя организации образования;

9) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы за установленные периоды (квартал, полугодие, год).

6. Итог работы Психологической службы за год включается в отчетную документацию организации образования, утверждаемый органами образования на местах.

2. Цели и задачи Психологической службы в организациях среднего образования

7. Цель Психологической службы - сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.

8. Задачи Психологической службы:

1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;

2) оказание психологической помощи  обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;

3) способствовать индивидуализации подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;

4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;

5) осуществление психокоррекционной  работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;

6) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;

7) повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

9. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской направлениях.

10Психодиагностическое направление включает:

1) психологическую диагностику обучающихся;

2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;

3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;

4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.

11. Консультативное направление включает:

1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;

2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся,  родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;

3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.

12. Просветительско-профилактическое направление включает:

1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;

2) психологическую профилактику асоциального поведения обучающихся;

3) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;

4) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.

13. Коррекционно-развивающее направление включает:

1) проведение тренингов личностного роста;

2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;

3) коррекцию конфликтных межличностных отношений.

14. Социально-диспетчерское направление включает:

1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;

2) формирование банка данных о социально-медико-психологических службах;

3) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.

15.Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальном или групповом формате.

16.Деятельность Психологической службы координируется уполномоченным органом в области образования, а на региональном уровне - районными, городскими, областными органами (отделами) образования.

17.Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.

18. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.

19. В своей деятельности педагог-психолог:

1) руководствуется настоящими Правилами;

2) принимает решение в рамках своей профессиональной компетенции и квалификационных требований;

3) должен знать общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, психодиагностику, психологическое консультирование и новейшие достижения психологической науки в области социальной, практической и возрастной психологии;

4) применяет научно обоснованные методики диагностической, развивающей, социально-психологической, психокоррекционной и консультативно-профилактической работы;

5) применяет методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, диагностики и коррекции нормального развития обучающихся;

6) планирует психологическую диагностику индивидуально-психологических особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения;

7) выявляет нарушения в становлении и развитии личности обучающихся;

8) оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

9) осуществляет психологическую помощь и поддержку педагогам, обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

10) предупреждает асоциальные действия обучающихся и осуществляет их своевременную коррекцию;

11) повышает свою профессиональную компетентность и квалификацию;

12) препятствует проведению в организации образования психодиагностической, психокоррекционной работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

13) способствует гармонизации социальной сферы организации образования и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

14) составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ;

15) участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ;

16) формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих);

17) выбирает формы и методы психодиагностической, консультативной, просветительско-профилактической, коррекционно-развивающей и социально-диспетчерской работы с детьми, учащимися, родителями и педагогами;

18) знакомится с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогов;

19) участвует в обсуждениях создания коррекционных и развивающих программ и новых методик психологической работы;

20) поддерживает связь с кафедрами психологии вузов и ассоциациями практических психологов;

21) выходит с предложениями в органы образования по вопросам улучшения работы Психологической службы;

22) принимает участие в работе педагогического и методического совета, предметных кафедр и медико-психолого-педагогического консилиума.

20. Педагог-психолог организации образования должен иметь высшее образование по специальности «психология и педагогика» или педагогическое образование с дополнительным образованием, полученным на специальном факультете переподготовки по специальности «практическая психология», высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «психология».

21. Должностной оклад, продолжительность трудового отпуска, объем тарифицируемой педагогической нагрузки устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года за № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».

22. Педагог-психолог обеспечивает:

1) достоверность результатов психологического диагностирования, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций и заключений, конфиденциальность психологической информации;

2) ведение и сохранность учетно-отчетной документации Психологической службы;

3) соблюдение профессиональной психологической этики;

4) сохранность материально-технических средств, вверенных ему для работы Психологической службы.

23. Педагог-психолог по административной линии подчиняется руководителю организации образования, по профессиональной линии - специалистам, курирующим деятельность психологической службы в районных (городских) отделах и областных управлениях образования.

3. Заключительное положение

24. Деятельность Психологической службы обеспечивает руководитель организации образования.