Методическая копилка
19-09-2018

Посещение уроков сертифицированных учителей

Наблюдение позволяет администрации школы

·                     определить характер изменений, происходящих на уроках сертифицированных учителей;

·                     выявить сильные и слабые стороны внедрения идей программы;

·                     прогнозировать благоприятные возможности и угрозы (SWOT-анализ).

Для наблюдения администрацией школы используются 2 матрицы системно-комплексного наблюдения практики урока:

·                     1-я матрица применяется для наблюдения урока сертифицированного учителя на первом году деятельности в школе после завершения курсов;

·                     2-я матрица – для наблюдения урока сертифицированного учителя, завершившего курсовую подготовку более года назад.

Наблюдение урока осуществляется в соответствии с представленными в таблице критериями. По каждому из критериев определены уровни и показатели продвижения учителя:

·                     от удовлетворительного к хорошему;

·                     от хорошего к эффективному;

·                     от эффективного к отличному.

 

 

Учитель


Тема урока


Класс ________

Количество учащихся: всего ________ присутствовало _______________

Уровень сертифицированного учителя

 

Таблица 1

Критерии оценки урока сертифицированного учителя с последующей диагностикой продвижения учителя

№ 

Критерии оценивания умений учителя на уроке

Баллы

Уровни и показатели продвижения учителя

 

1

Оптимально планирует урок

3

От эффективного к отличному: цель урока соответствует технологии целеполагания SMART

 

 

 

2

От хорошего к эффективному: урок имеет четкую структуру, ожидаемые результаты обучения учащихся

 

1

От удовлетворительного к хорошему: в содержании урока учтены индивидуальные особенности всех учеников. В плане урока нечетко выражены методы формативного оценивания

 

2

Создает благоприятный психологический климат на уроке

3

От эффективного к отличному: учитель создает творческую обстановку для свободного выражения мыслей. Ученики активно задействованы в процесс урока

 

2

От хорошего к эффективному: учитель приветлив, ученики доброжелательны друг к другу; отсутствует психологическое давление учителя на ученика

 

1

От удовлетворительного к хорошему: учитель старается быть приветливым; наблюдается доброжелательность учеников и здоровый дух соперничества

 

3

Владеет методикой преподавания на основе новых подходов

3

От эффективного к отличному: урок содержит разные виды деятельности, эффективное применение активных методов обучения

 

2

От хорошего к эффективному: урок построен с учетом потребностей в обучении учащихся; обеспечивает обратную связь

 

1

От удовлетворительного к хорошему: организует групповую работу

 

4

Стимулирует развитие метакогнитивных навыков

3

От эффективного к отличному: способствует саморегулируемому обучению через заполнение интерактивных журналов, «в которых учащиеся не только выполняют некоторые задачи, но также анализируют ход работы по выполнению задач, ставят последующие вопросы после выполнения задач, придумывают пути для дальнейшего развития, отмечают успешное достижение целей обучения и развития»

 

2

От хорошего к эффективному: применяет различные формы взаимооценивания и самооценивания с целью развития навыка оценивания своего дальнейшего обучения

 

1

От удовлетворительного к хорошему: организует условия для эффективного обучения

 

5

Умеет мотивировать учеников и вовлечь их в деятельность

3

От эффективного к отличному: учитель организует высокий уровень активной деятельности учащихся; ориентирует учеников на достижение успеха

 

2

От хорошего к эффективному: поддерживает познавательный интерес на протяжении всего урока, применяет приемы вербальной и невербальной коммуникации

 

1

От удовлетворительного к хорошему: учитель знает и учитывает возможности класса и индивидуальные особенности учеников

 

6

Умеет организовать, поддержать и развить дискуссию в классе

3

От эффективного к отличному: умеет ставить вопросы различной сложности в зависимости от индивидуальных особенностей учеников

 

2

От хорошего к эффективному: вопросы четко сформулированы; в зависимости от целей и задач урока умеет ставить различные типы вопросов

 

 

 

1

От удовлетворительного к хорошему: применяет различные типы бесед, ставит вопросы высокого и низкого порядка

 

7

Умеет создавать проблемные ситуации

3

От эффективного к отличному: умеет применять кейс-стади

 

2

От хорошего к эффективному: умеет применять технологию проблемного обучения

 

1

От удовлетворительного к хорошему: ставит проблемные вопросы

 

8

Умеет достоверно и объективно оценивать достижения учащихся

3

От эффективного к отличному: на уроке применяет критерии оценивания достижения целей обучения учащихся, способствует рефлексивному отслеживанию качества понимания материала учащимися

 

2

От хорошего к эффективному: оценивает степень понимания учащихся через технику постановки вопросов

 

1

От удовлетворительного к хорошему: оценивает достижения учащихся и фиксирует в течение всего урока

 

9

Умеет рационально использовать время на уроке

3

От эффективного к отличному: умеет организовать эффективное выполнение работы (при меньших затратах – наибольший результат)

 

2

От хорошего к эффективному: умеет вносить коррективы в план проведения урока

 

1

От удовлетворительного к хорошему: соблюдает регламент спланированного времени

 

10

Умеет организовать высокий уровень активности учащихся на уроке, в том числе с помощью ИКТ

3

От эффективного к отличному: учитель использует образовательные ресурсы, способствующие формированию у учащихся мотивационных компонентов деятельности

 

2

От хорошего к эффективному: умеет организовать высокий уровень активности с помощью средств ИКТ

 

1

От удовлетворительного к хорошему: умеет вести учет усвоения знаний учащимися учебного материала с применением средств ИКТ

 

11

Применяет дифференцированный подход в обучении

3

От эффективного к отличному: использует разноуровневые задания; отслеживает динамику достижений ученика

 

2

От хорошего к эффективному: поощряет выполнение дополнительных заданий

 

1

От удовлетворительного к хорошему: использует различные сложные задания только во время проверочной работы

 

12

Задает домашнее задание с комментарием для выполнения

3

От эффективного к отличному: разъясняет алгоритм выполнения; задания ориентированы на развитие аналитической мыслительной деятельности

 

2

От хорошего к эффективному: уточняет понимание учащимися требований к выполнению домашнего задания

 

1

От удовлетворительного к хорошему: озвучивает домашнее задание без объяснения

 

13

Умеет организовать обратную связь

3

От эффективного к отличному: применяет различные методы формативного оценивания в качестве обеспечения обратной связи

 

2

От хорошего к эффективному: на основе ответов учащихся проводится коррекционная работа, даются рекомендации по улучшению ответов

 

1

От удовлетворительного к хорошему: учащиеся совместно определяют критерии урока и цель обучения

 

 

Общая оценка – максимально 39 баллов, если баллы проставлены по всем критериям. Сумма баллов учителя, продвигающегося от эффективного к отличному – 33–39 баллов, что составляет 85–100%; от хорошего к эффективному – 24–32 баллов, что составляет 60–84%; от удовлетворительного к хорошему – 14–23 баллов, что составляет 35–59%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Динамика продвижения сертифицированного учителя по результатам наблюдения урока

Динамика продвижения

Характеристики динамики

Наблюдаемое на уроке

Рекомендации

От традиционной организации урока к новым подходам в обучении

Среднесрочное и краткосрочное планирование составляет с учетом возрастных особенностей учащихся, характеристики класса и требований программы

 

 

Учитывает индивидуально-психологические особенности учащихся

 

 

Использует групповые и парные формы обучения

 

 

Владеет методикой преподавания на основе новых подходов

 

 

Применяет приемы, способствующие рефлексивному отслеживанию качества понимания материала

 

 

Использует технику постановки функциональных вопросов

 

 

От новых подходов в обучении к эффективной организации всего урока (образовательного процесса на уроке)

Среднесрочное и краткосрочное планирование составляет с учетом возрастных особенностей учащихся, характеристики класса, требований программы, новых подходов к обучению

 

 

Организует высокий уровень активной деятельности учащихся на уроке, в том числе с помощью ИКТ

 

 

Создает коллаборативную среду обучения

 

 

Стимулирует развитие метакогнитивных навыков учащихся

 

 

Умеет организовать обратную связь

 

 

Создает благоприятный психологический климат на уроке

 

 

От эффективной организации урока к конструктивному взаимодействию с учащимися

Среднесрочное и краткосрочное планирование составляет с учетом возрастных особенностей учащихся, характеристики класса, требований программы, новых подходов к обучению, индивидуального стиля деятельности преподавания и обучения

 

 

Ориентирован на развитие критического мышления учащихся

 

 

Ставит вопросы высокого уровня и создает проблемные ситуации

 

 

Организует, поддерживает и развивает дискуссию в классе

 

 +

Достоверно и объективно оценивает достижения учащихся

 

 

Владеет высокой коммуникативной культурой

 

 

Вывод