Методическая копилка
19-09-2018

Методические рекомендации по проведению обучающего мастер-класса

 

Мастер-класс – (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс отличается от семинара тем, что во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Соответственно, мастер-классы не показывают, их проводят. Мастер-класс проводит опытный специалист для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом направлении.

Смысл мастер-класса состоит в том, что мастера своего дела, известные действующие специалисты делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Мастер-класс – это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель – слушатель» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Проведение мастер-класса – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Мастер-класс – это одна из форм повышения квалификации педагогов, локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания.

Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7–15 человек).

Тематика мастер-классов включает в себя

·                     обзор актуальных проблем и технологий;

·                     различные аспекты и приемы использования технологий;

·                     авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-классов

·                     Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

·                     Совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.

·                     Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

·                     Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники

·                     изучают разработки по теме мастер-класса;

·                     участвуют в обсуждении полученных результатов;

·                     задают вопросы, получают консультации;

·                     предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

·                     высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Алгоритм технологии мастер-класса

·                     Презентация педагогического опыта педагогом-мастером:

·                     кратко характеризуются основные идеи технологии;

·                     описываются достижения в работе;

·                     доказывается результативность деятельности воспитанников (учеников), свидетельствующая об эффективности технологии;

·                     определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.

·                     Представление системы учебных занятий:

·                     описывается система занятий в режиме презентуемой технологии;

·                     определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

·                     Проведение имитационной игры:

·                     педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми;

·                     слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на занятии.

·                     Моделирование:

·                     слушатели выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели занятия в режиме технологии педагога-мастера;

·                     мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

·                     мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия.

·                     Рефлексия:

·                     проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Позиция руководителя мастер-класса

Педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми. Проводя мастер-класс, руководитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания руководителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Педагог-мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Следует обратить внимание на

·                     речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

·                     мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

·                     пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);

·                     умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

·                     искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

·                     педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

·                     психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

·                     коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

·                     чувство времени.

Примерный план проведения мастер-класса

·                     Вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей.

·                     Основная демонстрационная часть.

·                     Комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер.

·                     Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса.

·                     Подведение итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный и весь дидактический материал должен быть использован в максимальном объеме и в то же время строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.

Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать всё это в своей дальнейшей практической работе.

В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.

Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения.

После проведения мастер-класса педагогу, проводившему его, нужно провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Педагогу, запланировавшему проведение мастер-класса, необходимо

·                     четко определить тему;

·                     решить, будет это одноразовый мастер-класс или серийный;

·                     узнать о степени квалификации педагогов, участвующих в мастер-классе (начинающие педагоги или высококвалифицированные);

·                     продумать план;

·                     решить, какие методы и приемы можно будет применить в процессе проведения мероприятия;

·                     неоднократно проработать демонстрационную часть и комментарии к ней;

·                     продумать демонстрацию технических средств, иллюстративного и дидактического материала;

·                     организовать дискуссию, обмен опытом, обсуждение результатов мастер-класса;

·                     после мастер-класса проанализировать прошедшее мероприятие с методистом.