Методическая копилка
19-09-2018

Управление школой в условиях обновления содержания образования

Управление в условиях обновления содержания образования – это, прежде всего, последовательность действий, нацеленных на перестройку организации образования (далее – ОО) и приспособление ее к существенно меняющимся обстоятельствам.

Чтобы управлять процессом обновления содержания образования, руководителям ОО необходимо:

· иметь ясные цели изменений, встроенные в стратегию развития школы, представлять себе этапы внедрения изменений и уметь передать свое видение подчиненным;

· продумывать специальные «мотивирующие» учителей мероприятия, применять моральное и материальное стимулирование для их мобилизации на преодоление препятствий и заинтересованность в изменениях;

· обучать учителей новым методам работы и поддерживать их внедрение;

· понимать необходимость доведения процесса изменений до конца.

Какие изменения должны произойти в школе, чтобы мы искренне и убежденно сказали: «обновленка» введена.

Во-первых, для этого надо пересмотреть систему управления школой. Предлагаю простейшую систему управления школой. Ее можно усложнять, добавляя службы и объединения. Но при этом основная структура остается примерно такой же.

Первый уровень – директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

На этом уровне находятся коллегиальные и общественные органы управления:

·  совет школы;

·  педагогический совет;

· общее собрание трудового коллектива. Общее собрание (конференция).

Разрабатывается

· программа развития школы;

· основная образовательная программа;

· перспективный план развития школы.

Готовится

Аналитический отчет о результатах деятельности ОО за текущий год.

Вносятся изменения в:

· устав школы;

· программу развития школы;

· перспективный план развития школы;

· штатное расписание ОО.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, заместитель директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении. Эти субъекты осуществляют тактическое управление ОО.

Органы, входящие в сферу влияния каждого из членов организации:

·                     методический совет;

·                     аттестационная комиссия;

·                     совет по профилактике правонарушений;

·                     комиссия по доплатам и надбавкам.

Главная задача второго уровня в организации учебно-воспитательного процесса в школе: определение тактики и реализация цели и задач учебно-воспитательного процесса.

Она включает

·                     разработку нормативно-правового, научно-методического и организационно-управленческого обеспечения учебно-воспитательной деятельности школы;

·                     утверждение тематики методической работы на уровне профессиональных объединений педагогов.

На этом уровне структуры управления разрабатываются

·                     план работы;

·                     план методической работы;

·                     рабочие программы по предметам;

·                     различные положения о конкурсах, смотрах в учебно-воспитательном процессе школы;

·                     положения о различных объединениях и группах педагогов, службах и структурных подразделениях школы.

Составляются

·                     расписания учебных занятий, работы кружков, секций, факультативов, школьных мероприятий;

·                     планы работы с педагогическим коллективом;

·                     готовятся аналитические справки о результатах деятельности образовательного учреждения;

·                     вносятся изменения в положение о текущем контроле.

 

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, руководители школьных методических объединений и творческих групп, которые выполняют организационно-управленческие функции, взаимодействуют с органами общественного управления и самоуправления, а также с родителями; осуществляют контроль и самоконтроль изменений в учебно-воспитательном процессе; формируют и развивают деловые качества учащихся. Руководство на этом уровне часто совпадает с лидерством, влияние которого шире по значению и богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние. Выполняются оперативные управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Функции третьего уровня организации учебно-воспитательного процесса в школе:

·                     разработка целей и задач включения школьных методических объединений педагогов, функциональных служб и структурных подразделений школы в учебно-воспитательный процесс;

·                     отбор проблематики индивидуальных исследований педагогов в контексте

с общей методической темой ОО;

·                     социально-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ОО.

На этом уровне структуры управления разрабатываются

·                     планы организации работы всех служб и структурных подразделений;

·                     планы воспитательной работы с детьми;

·                     тематические планы проведения занятий, мероприятий, дел;

·                     методические рекомендации;

·                     сценарии занятий, мероприятий, дел;

Составляются и ведутся

·                     дневники наблюдений социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда;

·                     портфолио творческих достижений школьников;

·                     папки классных руководителей;

·                     формируется банк диагностических методик учебно-воспитательной работы;

·                     готовятся аналитические справки о результатах учебно-воспитательной работы по итогам различных дел, мероприятий за четверть, полугодие, учебный год.

 

Четвертый уровень – соуправление – классное и общешкольное ученическое самоуправление, члены кружков. Участие учащихся в управляющей системе школы и класса обеспечивает формирование и развитие организаторских способностей и деловых качеств личности.

К субъектам четвертого уровня относятся:

·                     научное общество учащихся;

·                     детские общественные организации;

·                     детские объединения.

Главная функция уровня – вовлечение обучающихся школы в деятельность по управлению учебно-воспитательным процессом.

 

Управлять всей этой системой непросто, поэтому менеджер должен помнить десять золотых правил успешного управления.

 

Десять золотых правил для школьного менеджера

1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполнения задач.

2. Не поручать другим существенные вопросы, от которых зависит будущее организации.

3. Быть требовательным как к подчиненным, так и к себе. Не допускать безответственности.

4. Действовать быстро и решительно в случаях, когда промедление опасно.

5. Быть хорошо информированным в вопросах и проблемах, которые входят в компетенцию руководителя и по которым приходится принимать решения.

6. Не заниматься второстепенными делами, которые можно доверить исполнителям.

7. Действовать только в рамках возможного и реального, рисковать, но избегать слишком рискованных и авантюрных действий.

8. Уметь проигрывать в ситуациях, когда это неизбежно.

9. Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях.

10. Использовать виды и формы управленческой деятельности, которые приносят удовольствие (удовлетворение).

 

 

 

 

На что еще должен обратить внимание школьный менеджер? Как быстро и эффективно ознакомить весь коллектив с этими изменениями и создать комфортные условия для организации учебного процесса. В этом аспекте рассмотрим так называемое «диалоговое управление», или «управление школой с позиции диалога».

Метод диалога предполагает

·                     делегирование полномочий сверху вниз;

·                     демократический стиль руководства;

·                     систему четких договоренностей между участниками образовательного процесса;

·                     открытость целевых установок и прозрачность результатов;

·                     коллегиальное решение организационных проблем;

·                     создание команды, характеризуемой единством ценностных ориентиров.

Критерии диалогического подхода:

·                     организация пространства взаимодействия;

·                     налаживание демократического стиля взаимодействия, предполагающее уважительное отношение личностей друг к другу;

·                     согласование разных мнений, точек зрения, ценностей и смыслов;

·                     установление договоренностей между подсистемами;

·                     высокая степень открытости во взаимодействии с внешней средой;

·                     развитие среди членов коллектива умений самооценки и самоконтроля.

Законы жизни школы:

·                     востребованность каждой личности независимо от ее вклада в общее дело, предоставление каждому возможности для участия в обсуждении проблемы развития своего коллектива, помощь в решении деловых и личностных проблем;

·                     сотрудничество, школьные традиции, родившиеся в совместном проживании всех участников образовательного процесса;

·                     освоение педагогами школы технологии личностно развивающего диалога, создание системы непрерывной подготовки педагогов, способной обеспечить погружение учителей в систему профессиональной деятельности;

·                     создание благоприятного психологического климата, эмоциональная поддержка, конструктивное решение конфликтов;

·                     подключение педагогов к проектированию и планированию работы школы, развитие практики коллегиального критического обсуждения управленческих решений.

Проблема обновленного содержания образования в том, что учителям просто необходимо менять взаимоотношения с учащимися. Как перейти от функционирующей школы – к развивающей? Как обучать в новых условиях? Как обучить учителей работать но-новому?