08-10-2018

Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г.

Уважаемые казахстанцы!

 

За годы Независимости нами проделана большая работа.

Создав современное прогрессивное государство с динамично развивающейся экономикой, мы обеспечили мир и общественное согласие.

Провели качественные и исторически значимые структурные, конституционные и политические реформы.

Добились повышения международного авторитета Казахстана и усиления его геополитической роли в регионе.

Мы зарекомендовали себя в качестве ответственного и востребованного международного партнера в решении региональных и глобальных проблем.

Казахстан стал первым государством среди стран СНГ и Центральной Азии, который был выбран мировым сообществом для проведения международной выставки «ЭКСПО-2017».

Мы построили новую столицу – Астану, ставшую финансовым, деловым, инновационным и культурным центром евразийского региона.

Численность населения страны превысила 18 миллионов человек, продолжительность жизни достигла 72,5 лет.

Мы сформировали прочные экономические основы.

За последние 20 лет в страну привлечены прямые иностранные инвестиции в объеме 300 миллиардов долларов США.

Развивается малый и средний бизнес, составляющий основу процветания экономики. В рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка Казахстан поднялся на 36-е место среди 190 стран.

Мы всегда своевременно реагировали на внешние вызовы и были готовы к ним.

В связи с этим я выдвигал необходимые программные инициативы по модернизации страны. Их реализация стала основным фактором успешного развития.

Наша стратегическая цель – к 2050 году войти в число 30 развитых стран мира.

В 2014 году мы начали реализацию комплексной программы «Нұрлы жол», направленной на модернизацию инфраструктуры страны.

Три года назад был обнародован План нации «100 конкретных шагов».

Затем мы приступили к Третьей модернизации страны. Ее главная задача – сформировать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность Казахстана.

Устойчивое развитие нашей страны вселяет большую надежду на дальнейшее повышение уровня жизни.

Мы готовы к решению новых задач.

 

Уважаемые соотечественники!

В последнее время усиливаются процессы мировой политической и экономической трансформации.

Мир стремительно меняется.

Рушатся казавшиеся незыблемыми устои системы глобальной безопасности и правила международной торговли.

Новые технологии, роботизация и автоматизация усложняют требования к трудовым ресурсам и качеству человеческого капитала.

Выстраивается совершенно новая архитектура финансовых систем. При этом фондовые рынки надувают новый «мыльный пузырь», который может спровоцировать очередной финансовый кризис.

Сегодня глобальные и локальные проблемы переплетаются. В этих условиях ответом на вызовы и залогом успешности государства становится развитие главного богатства – человека.

Правительству, каждому руководителю госоргана, госкомпании нужно изменить подходы в работе. Главным приоритетом должен стать рост благосостояния казахстанцев.

Именно по этому параметру я буду теперь оценивать персональную эффективность и соответствие занимаемым должностям.

* * *

Благополучие казахстанцев зависит в первую очередь от стабильного роста доходов и качества жизни.

I. РОСТ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Доходы растут, когда человек трудолюбив, является профессионалом своего дела, получает достойную заработную плату или имеет возможность открывать и развивать собственное дело.

Лишь совместными усилиями мы сможем создать Общество Всеобщего Труда.

Во-первых, поручаю Правительству с 1 января 2019 года повысить минимальную  зарплату в 1,5 раза – с 28 до 42 тысяч тенге.

Это напрямую коснется 1 миллиона 300 тысяч человек, которые работают во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности.

Повышение охватит 275 тысяч работников бюджетных организаций, зарплата вырастет в среднем на 35%.

На эти цели из республиканского бюджета на 2019–2021 годы нужно выделять 96 миллиардов тенге ежегодно.

При этом теперь минимальная зарплата не будет привязана к прожиточному минимуму. Новый размер минимальной заработной платы станет катализатором роста оплаты труда в целом в масштабах всей экономики.

Надеюсь, данная инициатива будет поддержана крупными компаниями в части повышения зарплат низкооплачиваемым работникам.

Во-вторых, нужно формировать стабильные источники роста бизнеса, стимулировать частные инвестиции и способствовать свободе рынка.

Именно бизнес создает новые рабочие места и обеспечивает большую часть казахстанцев доходами.

ПЕРВОЕ. Еще в 2010 году мы запустили программу «Дорожная карта бизнеса-2020».

В рамках своих поездок в регионы я убедился в ее эффективности.

Действие программы следует продлить до 2025 года.

На ее реализацию необходимо предусмотреть дополнительно не менее 30 миллиардов тенге ежегодно.

Это позволит за 3 года создать еще не менее 22 тысяч новых рабочих мест, обеспечит поступление 224 миллиардов тенге налогов и производство продукции на 3 триллиона тенге.

ВТОРОЕ. Необходимо принять решительные меры по развитию конкуренции в экономике и наведению порядка в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий.

В сфере коммунальных услуг и регулирования естественных монополий тарифообразование и расходование собранных с потребителей средств до сих пор не прозрачно.

Отсутствуют эффективный мониторинг и контроль инвестиционных обязательств монополистов.

Правительству нужно в трехмесячный срок рассмотреть данный вопрос и реформировать работу антимонопольного ведомства, значительно усилив функции по защите конкуренции.

Это важно, поскольку приводит к росту издержек для бизнеса, снижению реальных доходов людей.

ТРЕТЬЕ. Необходимо повысить защиту бизнеса от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования.

Поручаю с 1 января 2019 года поднять пороги применения уголовной ответственности по налоговым нарушениям до 50 тысяч МРП с увеличением штрафов.

Также нужно реорганизовать Службу экономических расследований, передав ее функции в Комитет финансового мониторинга, основной задачей которого должна стать борьба с теневой экономикой.

Мы должны стремиться к «безналичной экономике». Здесь следует опираться не только на репрессивные, но и стимулирующие инструменты, например, поощрять бизнес к использованию безналичного расчета.

Завершение интеграции налоговых и таможенных информсистем повысит прозрачность администрирования.

Правительству необходимо принять действенные меры по сокращению теневого оборота в экономике как минимум на 40% за 3 года.

Чтобы бизнес мог начать работу с чистого листа, поручаю с 1 января 2019 года приступить к проведению налоговой амнистии для МСБ, списав пени и штрафы при условии уплаты основной суммы налога.

ЧЕТВЕРТОЕ. Экспортоориентированная индустриализация должна стать центральным элементом экономической политики.

Правительству необходимо сфокусироваться на поддержке экспортеров в обрабатывающем секторе.

Наша торговая политика должна перестать быть инертной.

Необходимо придать ей энергичный характер с целью эффективного продвижения наших товаров на региональных и мировых рынках.

Одновременно нужно помогать нашим предприятиям осваивать широкую номенклатуру товаров народного потребления, развивать так называемую «экономику простых вещей».

Это важно не только для реализации экспортного потенциала, но и  насыщения внутреннего рынка отечественными товарами.

Поручаю Правительству направить дополнительно 500 миллиардов тенге на поддержку обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта в течение следующих 3 лет.

Нацбанку для решения задачи доступного кредитования приоритетных проектов поручаю предоставить долгосрочную тенговую ликвидность в размере не менее 600 миллиардов тенге.

Правительству совместно с Нацбанком нужно обеспечить строгий контроль за целевым использованием данных средств.

Для реализации крупных, прорывных проектов следует рассмотреть вопрос создания Фонда прямых инвестиций в несырьевой сектор, который будет осуществлять свою деятельность на принципе соинвестирования с иностранными инвесторами.

Также необходимо усилить работу по развитию транспортно-логистического и других секторов услуг.

Особое внимание следует уделить развитию въездного и внутреннего туризма для использования нашего богатого природного и культурного потенциала. Правительству необходимо в сжатые сроки принять отраслевую госпрограмму.

ПЯТОЕ. Нужно в полной мере реализовать потенциал агропромышленного комплекса.

Основная задача – увеличить в 2,5 раза производительность труда и экспорт переработанной продукции сельского хозяйства к 2022 году.

Все меры господдержки необходимо направить на масштабное привлечение современных агротехнологий в страну.

Мы должны использовать лучший опыт управления отраслью путем внедрения гибких, удобных стандартов и привлечения «седых голов» – авторитетных зарубежных специалистов в области сельского хозяйства.

Нужно выстроить систему массового обучения сельских предпринимателей новым навыкам ведения хозяйства.

Поручаю Правительству в ближайшие 3 года на эти цели предусмотреть дополнительно не менее 100 миллиардов тенге ежегодно.

ШЕСТОЕ. Особое внимание следует уделять развитию инновационных и сервисных секторов.

Прежде всего необходимо обеспечить развитие таких направлений «экономики будущего», как альтернативная энергетика, новые материалы, биомедицина, большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн и другие.

Именно от них в будущем зависят место и роль страны в глобальном мире.

Поручаю Правительству совместно с Назарбаев Университетом по каждому направлению разработать специальные программы с определением конкретных проектов.

Одним из них может стать создание на базе университета научно-исследовательского института по разработке технологий искусственного интеллекта.

СЕДЬМОЕ. Необходимо усилить роль финсектора в развитии реальной экономики и обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность.

Рост цен, доступ к финансированию, устойчивость банков – вот, что сейчас больше всего интересует людей.

Нацбанку совместно с Правительством нужно наконец начать системно решать вопросы оздоровления финансового и реального секторов, проведения комплексной антиинфляционной политики.

В складывающихся условиях критически важно наращивать кредитование экономики, особенно  обрабатывающего сектора и МСБ.

Необходимо также повышать эффективность управления пенсионными активами и ресурсами системы соцстрахования, реально развивать альтернативные финансовые инструменты – рынок ценных бумаг, страхование и так далее.

Важную роль в обеспечении бизнеса иностранными инвестициями, доступом к капиталу должен сыграть Международный финансовый центр «Астана». Мы специально создали отдельный суд, финансовый регулятор, биржу.

Всем госорганам и нацкомпаниям следует активно использовать эту площадку и содействовать ее быстрому становлению и развитию.

* * *

Эффективная реализация перечисленных мер повысит доходы казахстанцев за счет роста зарплат и создания новых рабочих мест.

Данные процессы постоянно должны быть в центре внимания Правительства.

II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Второй составляющей благополучия является рост уровня жизни.

Вопросы качества и доступности образования, здравоохранения, жилья, комфортного и безопасного проживания касаются каждой казахстанской семьи.

В связи с этим Правительство должно пересмотреть приоритеты бюджетных расходов с акцентом на социальном секторе, безопасности и инфраструктуре.

ПЕРВОЕ. В течение 5 лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП.

Финансирование нужно направить на реализацию намеченных реформ, которые обеспечат значительное повышение качества обслуживания населения.

ВТОРОЕ. Необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования.

Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве.

Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.

В этой сфере необходимо пересмотреть квалификационные требования, методы обучения, систему оплаты труда воспитателей и других работников детских садов.

Министерству образования и науки совместно с акиматами в текущем году следует разработать соответствующую «дорожную карту».

ТРЕТЬЕ. В сфере среднего образования основные подходы определены – на нынешнем этапе нужно сконцентрироваться на их исполнении.

Система и методики обучения Назарб