kz ru en
оставить заявку
г. Астана, пр. Республики 34 A
info@daryn.kz
+7 7172 29 52 32

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕВАЛИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

04-04-2017
0

 

Михаил Смецкой психолог –

методист Управления образования г.Астаны

 

            Блогер под ником Авраам Покой назвал Интернет "очередной инкарнацией телеграфа", поскольку Интернет - это всего лишь средство передачи информации. Ничего нового со времен изобретения технических средств сообщения.

            Почему же дети-подростки предпочитают связь через Интернет (в социальных сетях) реальному "живому" общению?

Сразу отвечу - потому что это доступно, удобно и просто даже для пользователя-ребенка.

Чтобы пообщаться с коллегами, мне надо подготовиться к теме разговора, выделить время,  обрядиться в приличный вид,  добраться до места... Для общения в Инете никаких сборов и приготовлений не требуется. Давить на буквы клавиатуры или телефона можно в широком диапазоне состояний, местонахождения и времени суток.

            Помимо этого общение в социальных сетях предоставляет массу уникальных возможностей.

            Во-первых, в Интернете (соцсетях, различных форумах) подросток представляется таким, каким хочет, чтобы его видели другие - самопрезентуется.

На страничке в соцсети ребенок вовсю фантазирует о себе: размещает свои умозаключения, фото и видеоролики... - и таким образом создает тот или иной виртуальный образ, который способен кардинально отличаться от реального человека. Там он старается быть гораздо  интереснее, активнее и социально значимее, чем на самом деле. Социальная сеть для подростка в этом смысле выступает как площадка для самореализации.

            В чем ему нимало помогает вторая уникальная особенность (возможность) Интернет-общения: сниженная ответственность. Поскольку ребенок присутствует в сети в виртуальном качестве, то и последствия ему представляются виртуальными. То есть, возможными лишь при определенных условиях и в действительности мало-исполнимыми. 

            Если в реальном мире подросток сталкивается с целым рядом социальных ограничений - возрастных, сословных, юридических, культурных..., то в Интернете их нет. Те "духовно-нравственное принципы", которые взрослые пытаются воспитывать в детях, в Интернет-среде отсутствуют напрочь. Они там не работают. Наоборот, допускается и даже приветствуется (вызывает повышенный интерес) провокация. Напомню, что провокационный тип поведения особенно характерен для  подросткового возраста, дети таким образом "тестируют" этот мир на прочность, и общение в сети - идеальная среда для таких экспериментов. Совершаются они по принципу: если что-то считается опасным, глупым и недостойным,  то я об этом расскажу или сделаю, и мне за это ничего не будет! Поэтому Интернет пестрит причудами юных и не очень блогеров и пользователей, ошарашивающих публику своими неординарными выходками и соревнующихся между собой, казалось бы, в очевидной глупости (к примеру обматывание себя изолентой и т.п.).

 

            Формат Соцсети дает возможность наращивать круг друзей, формировать группы единомышленников или вносить в черный список  нежелательных оппонентов: не понравился - поставил "блок" и прервал общение. А для того, чтобы эта вольница продолжалась как можно дольше и никто из нежелательных нравоучителей не смог опознать подростка, в соцсети он обыкновенно регистрируется не под своим именем, а под вымышленным  "ником", знакомым только для избранных, а вместо своей фотографии помещает "аватарку"- чужой рисунок или фото, подходящие к презентуемомому образу. 

            Поэтому, когда посторонние пытаются вломиться в это пространство со своими порядками, такое вмешательство вызывает у пользователей яростный протест. При этом, сегодня не все взрослые (которые выросли и воспитывались при отсутствии гаджетов) вполне понимают, где "зависают" их дети. Например, в одном из приказов, направленных в школы о предупреждении суицида, связанного с деятельностью "Синих китов", эта  группа в социальных сетях была названа "сетевой игрой". "Синие киты" к сетевым играм не имеют никакого отношения, дети просто не поймут, о чем с ними ведут речь, и любой ребенок тут же засвидетельствует полную некомпетентность взрослых.

            Развитие средств коммуникаций - процесс объективный, и с этой новой реальностью приходиться мириться, дальше будет только сложнее.             В такой ситуации перед родителями и педагогами стоит задача уметь пользоваться этими средствами и осваивать Интернет-общение, чтобы присутствовать в нем наравне со своими воспитанниками. Иначе как же их воспитывать?

            Это присутствие тем более актуально, что самопрезентуемый образ, который ребенок создает на личной страничке в соцсети, дает возможность узнать о подростке гораздо больше, чем самая откровенная беседа. Там - в Интернете отображаются его страхи, комплексы, увлечения, желания...

            Чтобы заглянуть на эту страничку, взрослым достаточно завести свою страницу (зарегистрироваться)  в той социальной сети, которой пользуется ребенок, и попросить его добавить себе в "друзья". После этого можно отслеживать, сколько времени ребенок проводит в сети, с кем общается, какие темы его волнуют, что ему нравится или не нравится... Очевидно, что для родителей такой "контакт" будет очень полезен. Но и для педагогов такая возможность позволит получать (при необходимости) дополнительную информацию об учениках.

           

            Для общения в соцсети требуется иметь некоторые начальные представления о самой этой "площадке" .

            Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб сайт (онлайн-сервис), предназначенный для межличностного - индивидуального или группового - общения,  все содержание (контент) которого наполняется самими участниками сети.

            Для этих целей пользователям предоставляется ряд инструментов, отличающих социальные сети от других веб сайтов:

- создание личных профилей (публичных или полупубличных), в которых требуется указать некоторые персональные данные (место учёбы, работы, хобби, жизненные принципы...);

- предоставление большого спектра возможностей для обмена информацией: размещение фотографий, видеозаписей,  текстовых записей в режиме блогов или микроблогов, пересылка личных сообщений и т. п.;

- возможность задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми имеются избирательные более тесные отношения (дружеские, деловые, родственные...).

            Самыми распространенными формами общения в соцсети являются блоги и чаты.

            Блог (от английского weblog -"Веб-журнал") - это основной вид ведения своей странички в сети. Он представляет собой  дневник, состоящий из записей (а также фото и видео материалов), размещаемых в хронологическом порядке. Записи (посты) выстраиваются в единую фрэнд-ленту, которая отображается на экране монитора. К каждому посту можно добавить свой комментарий или поставить «лайк». Людей, ведущих свои виртуальные дневникидля читателей,называют блогерами, а само это занятие еще именуют блоггингом.

            Чат (в переводе с ангийского Chat - «беседа») - это форма моментального обмена сообщениями в режиме реального времени. То есть, с теми посетителями, которые в этот момент зашли на сайт и находятся "на связи" (on-line).

            Чаты наложили определенную особенность на язык интернет-общения. Поскольку набирать слова дольше, чем произносить, то письменная "болтовня" в Интернете изобилует словосокращениями, неологизмами  и отсутствием знаков препинания. Другая специфика буквенного воспроизведения живой речи - отсутствие видимых эмоций. Этот недостаток компенсируется набором стандартных пиктограмм для эмоциональной окраски текста - "смайликов", символизирующих улыбку, удивление, грусть, ужас... Они обычно ставятся в конце реплики.

            Из-за торопливой небрежности страдает и содержательная часть сделанных наспех комментариев и умозаключений. Они отличаются поверхностностью, недосказанностью и мозаичностью  - быстрым "перескоком" с одной темы на другую. Эту особенность короткого и невнятного отражения своих мыслей иногда именуют "клиповым мышлением".

            Еще один часто используемый в социальных сетях и блогах прием общения, который непременно надо упомянуть в нашем обзоре: хэштег (от англиского Hashtag - пометка) - это слово или словосочетание, помеченное решеткой #, и используется в тексте для отсыла к другим сообщениям по "заданной" (упомянутой в тексте) теме. Что при этом важно знать? - Что хэштег облегчает поиск (для чего и задумывался) других материалов в Интернете с похожим содержанием. Например, если речь зашла о "Синих китах", то стоит разместить хэштег и кликнуть на него клавишей мыши, как тут же будут найдены другие сайты про то же. Поэтому любые скандальные темы в Интернете легко находят своих "почитателей".

 

                Следует  отметить, что длярегистрации в любой социальной сети требуется сообщить о себе некоторый набор своих персональных сведений. С одной стороны это позволяет находить друзей и заводить новые знакомства, с другой - эта информация становится доступной для всех. Кроме того, многие социальные сети "привязаны" к номеру сотового телефона. Например, зарегистрироваться в Instagram можно только с мобильного устройства (смартфона или планшета). Таким образом пользователь получает возможность постоянно находиться "на связи" (конечно, в случае доступа к Интернету) и не прерывать общение, где бы он не находился и чем бы не занимался.

            Эту вездесущность новой реальности и нужно учитывать, говоря о влиянии гаджетов и воспитании подростков в современных условиях.      На вопрос: как и в какой степени сказывается активное виртуальное общение на человеке (подростке)? - пока нет системного научного ответа. Оценить отдаленные последствия, при всем желании, не получится, поскольку сама проблема еще слишком "молода". Сегодня присутствуют по большей части опасения, нередко малообоснованные, но есть и очевидные негативные проявления.

            Врачами описан случай нервного расстройства на почве общения в социальных сетях: в Белграде некая Снежана Павло́вич попала в психиатрическую клинику после того, как её пост в Фэйсбуке не вызвал интереса (не набрал "лайков") у друзей. Врачи назвали этот клинический случай «синдромом Снежаны», объясняя поведение пациентки стрессом в результате личной социальной неудовлетворённости. Подобные примеры отмеченыи в Российской Федерации. Однако это лишь единичные факты.

            Гораздо большее распространение получили другие отмеченные психологами поведенческие изменения, причиной которых является избыточное общение в Интернете.

Привычка.

Когда человек постоянно "сидит" на форумах и в социальных сетях, он постепенно утрачивает способность разговаривать вживую "с глазу на глаз" с реальным собеседником. Происходит формирование привычки общаться виртуально. При этом у человека теряются коммуникативные навыки, снижается способность понимать ("считывать") интонацию речи, выражение лиц других людей, а сам он становится более эмоционально скованным. Это затрудняет контакты с окружающими, что бывает очень сложно как-то исправить. Если состояние будет прогрессировать, то привычка грозит перерасти в следующую фазу.

Зависимость.

Это стойкое расстройство психики, заключающееся в навязчивом желании постоянно находиться в сети(on-line). Человек уже не может самостоятельно прервать сеанс, делает это только вынужденно, и даже кратковременное отлучение от Интернета вызывает у него раздражение, панику, а при длительном - он впадает в депрессию. Для зависимого от виртуального общения, взаимодействовать с людьми иначе никак не получается, поэтому он всегда стремиться вернуться в сеть - свою "зону комфорта". Есть мнение, что такая зависимость - это проявление страха одиночества, как следствие выраженных нарушений механизмов социальной адаптации. В запущенных случаях эти состояния требуют активного лечения, в том числе и медикаментозного (кстати, первые клиники для лечения больных с интернет-зависимостью были созданы в Китае в 2008 году).

           

            Педагогам нужно учитывать, что на привычку и зависимость от виртуального общения у подростков накладываются возрастные особенности, связанные с формированием психики и социального поведения.

            У детей 11-15 лет отмечается склонность к стихийно-групповому общению со сверстниками. В этот период ребенок экспериментирует с собственными отношениями с другими людьми (вырабатывает модели поведения), ищет способы самореализации, стремится к вхождению в разного рода подростковые компании и неформальные группы. При этом чередуются периоды «закрытости» и «открытости» в общении со взрослыми. «Закрытость» отмечается в 6-8 классах, а «открытость» – в более старших 9-10 классах. «Закрытость» заключается в стремлении оградить свой внутренний мир от постороннего давления, когда всякое вмешательство способно вызвать у подростка агрессивную реакцию. К примеру, если родитель решит поинтересоваться у ребенка, как обстоят дела в школе, можно получить ответ: «Не лезь ко мне!» или «Я устал, не хочу разговаривать!». В периоды же «открытости» подросток, наоборот, нуждается в доверительной беседе со взрослыми о себе, своих проблемах и переживаниях.

            В том случае, если эти процессы протекают преимущественно в виртуальной среде, то именно там в первую очередь могут появиться нежелательные друзья и "помощники", чьему мнению подросток безоглядно доверяет и чьим наставлениям следует. В результате такого влияния, в сети и возникают "Синие киты" и другие экстремальные (в том числе и суицидальные) подростковые группы, а примитивные малолетние блоггеры приобретают необъяснимую для взрослых популярность среди своих сверстников. Работает принцип: свято место пусто не бывает - поскольку в подростковой Интернет-сфере взрослые и педагоги присутствуют мало, их место с легкостью занимают самозванные "учителя".

О том, как взрослым повысить свое виртуальное присутствие, мы говорили в начале беседы, предлагая активнее общаться с подростками в социальных сетях.

            Надо признать, что сегодня не найдено эффективных средств контроля над Интрнет-средой - не для того она создавалась. В частности, это пытаются делать спецслужбы, создаются программы, отслеживающие по словам-триггерам "опасные" сайты и группы контактеров (вербовщиков ИГИЛ, провокаторов суицида...). Однако признать действенными (валидными) эти меры пока нельзя.  В Интернете существует масса вариантов обойти расставленные запреты.     

 

            Очевидно, что большей опасности вредоносного Интрнет-воздействия подвергаются дети, которые больше времени проводят в сети. Поэтому имеет смысл, выделить "группу риска" - детей, которые подолгу сидят Интернете, привыкают к такому образу жизни и попадают от него в зависимость.

Для этого психологи Российского Вольского военного института предложили исследовать следующий круг вопросов:

1. Сколько часов ребенок (ученик) проводит, общаясь в соцсетях?

2. Легко ли он прерывает это общение (выходит из соцсетей)?

3. Много ли у него виртуальных друзей, с которыми он регулярно контактирует on-line?

4. Сколько времени он может провести без Интернета (вне сети)?

5. Испытывает ли он депрессию и нервозность, не имея возможности общаться в соцсетях? Отмечает ли улучшение настроения, как только оказывается "на связи"?

Для выяснения был разработан опросник, который предлагают заполнить учащимся:

 

Опросник для проверки зависимости от соц. сетей:

  •  
    1. Сколько в среднем часов Вы проводите в Интернете, общаясь в соц. сетях?
    2. Легко ли Вам выйти из соц. сетей (завершить сеанс)?
    3. Много ли у Вас виртуальных друзей, с которыми Вы регулярно активно общаетесь?
    4. Сколько времени Вы можете провести без выхода в Интернет?
    5. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность, нервозность, не имея возможности общения в соц. сетях? Отмечаете, что состояние улучшается, как только Вы оказываетесь online?

 

            Однако, получив ответы на эти вопросы, очевидно возникает проблема валидности (действенности) данных. Даже выделив наиболее зависимых от социальных сетей подростков, отвечающих, например так: "Сижу в Инете круглосуточно, потому что я браузер не закрываю. Играю в игры и одновременно общаюсь в соцсети", "Общаюсьпостоянно,всё своё время. Захожу туда машинально. Просыпаюсь и сразу же включаю компьютер" - требуется знать, что с этими подростками делать дальше?

            Но разве с проблемой плохого влияния на своих подопечных педагоги и родители столкнулись впервые? Вспомните, что говорили о детях, которые все свободное время проводили во дворе, хулиганили и пропускали школу? Говорили: "Попал в дурную компанию".

            Как бороться с таким влиянием педагоги тоже хорошо знают: надо повысить к ребенку внимание со стороны взрослых, больше участвовать в его жизни и заинтересовать чем-то более серьезным, чем бесполезное времяпрепровождение. Поэтому и сегодня для интернет-зависимых подростков психологи рекомендуют привлечение к занятиям в кружках, спортивных клубах, обучению на профессиональных курсах.

 

            Новое в этой проблеме только - как отучить ребенка от излишнего использования Интрнета, повысить интерес к реальному ("живому") общению и заставить менее доверять виртуальному?

Для этих целей с группой наиболее Интрнет-зависимых учащихся (их можно определить по опросу) предлагается провести следующий психологический тренинг. 

           

Тренинг «Интернет привязанность»

Цель: обучение участников коммуникации через вербальное, аудильное и визуальное общение, взамен виртуальному - посредством Интернета (через чат и аудио-сообщения).

Участникам предлагается смоделировать "беседу" в чате и воспроизвести ее в форме реального разговора.

Количество участников произвольное, оптимальное - 5-7 человек (можно и больше, но это значительно увеличит время проведения упражнений).

Тренинг проводится в 3 этапа (упражнения).

1-й этап

Психолог-инструктор по очереди опрашивает участников, какие сообщения по утрам они рассылают на своем гаджете одноклассникам/одногруппникам по социальным сетям: желает ли кому то доброго утра, делится ли новостями, смотрит ли прогноз погоды, вкидывает гифку в общую конференцию...

Опросив несколько участников, психолог-инструктор записывает один из озвученных примеров на доске и предлагает другим продолжить общение, фиксируя их ответы.

Таким образом, на доске отображается лента сообщений. Например,

"Погода скверная в школу неохота"

"Ага думаю с последней физры свалить скажу ногу подвернул"

"Не проканает я на прошлой неделе так пробовал"... и так далее.

Записав  "разговор" на доске, психолог дает задание каждому из участников по порядку прочитать (озвучить) свою реплику.

Прочтение повторяется 2-3 раза, при этом психолог "дирижирует" участниками, стараясь сделать промежутки между репликами как можно короче.

2-й этап 

В следующем упражнении используется та же запись, отображенная на доске. "Собеседникам" предлагается максимально приблизить записанные сообщения к тому, как они выглядят в чате (применяя реальный сленг и словосокращения), и придать тексту эмоциональный окрас, используя стандартные Интернет-инструменты.

Участники "подсказывают" психологу, где и какие смайлики поставить, где употребить гифку или картинку, которая лучше выражает эмоции, (например, как Жан-Люк Пикар выражает facepalm). Все эти правки схематически отмечаются в тексте на доске, дополняя его.

Если участник использует гифку или виртуальную открытку с поздравлением по какому-то поводу, пусть озвучит словами, какие эмоции в связи с этим событием он хочет передать в общую конференцию.

Затем участникам также предлагается произнести свои реплики, однако теперь они должны это сделать с "выражением" -  пытаясь вслух воспроизвести те эмоции, которые вкладывали в свой текст.

Упражнение повторяется 2-3 раза с целью добиться наиболее яркой (даже гротескной) интонационой насыщенности речи.

3-й этап 

Цель этого упражнения показать сложность человеческих отношений, неоднозначность виртуального (текстового) общения и возможные провокации, скрывающиеся в нем.

Для этого участникам предлагается "расшифровать" записанные на доске собственные реплики, отвечая на вопрос - "Почему?" (Что хотел этим сказать?"). Второй вопрос, который задается отвечающим - "Как ты понял это сообщение?"

            Например, исследуя первый пост: "Погода скверная в школу неохота"  - психолог интересуется: "Для чего ты это написал, что хотел передать своим друзьям?". Получив односложный ответ, вроде: "Просто поделился своим настроением (мыслями)", - психолог продолжает анализ замечанием: "Почему именно так? Утро, новый день... можно написать что-нибудь бодрое, но ты выбрал именно "неохота", передал свой негатив (ленивое состояние) другим. Хотел, чтобы тебя поддержали?".

            На протяжении последующего анализа психолог постоянно использует провокационные выводы и вопросы, заставляя участников переходить от простого толкования видимого текста к более сложному. В идеале, в группе должно возникнуть напряжение недоверия между участниками. 

            К примеру, реплику: "Ага думаю с последней физры свалить скажу ногу подвернул", можно толковать так: "А ты не думал, что кто-то, прочитав это, может тебя "застучать"?". На ответ: "Нет это же мои друзья", - психолог "парирует": " Это сейчас, но ведь они запомнят этот случай. Вот тебе отвечают: "Не проканает я на прошлой неделе так пробовал".  Если у тебя получится, а у него не вышло - это повод для соперничества или зависти, которые могут выплеснуться позже на чем-то другом"...

            В заключение, психолог-инструктор подводит итоги обсуждения, делая акцент на чувственности и многогранности живого общения в противовес обманчивой простоте виртуального, которое только копирует (симулякр) живое. Чтобы снять возможное напряжение в группе, психолог отвлекает внимание участников на постороннюю задачу в контексте тренинга.

Например, рассказывает:

"Одна моя знакомая, когда покупала себе новые вещи, раньше всегда консультировалась со своими подружками по сети - посылала им фото покупки. Но потом отказалась от этой затеи, и теперь никогда этого не делает. Как вы думаете, почему?  Предлагаю несколько ответов:

- У каждой подружки свой вкус, и советуют по-разному;

- Все женщины в душе соперницы (подружки особенно), и если вещь особенно идет, непременно найдут в ней изъян и скажут: "Не очень"; 

- Моя знакомая натура пылкая, привыкла: когда вещь понравилась - берет сразу. А пока дождется комментариев от подружек, взглянет - ей самой уже не очень нравится. Хоть ничего не покупай!".

Дождавшись ответов от участников, психолог резюмирует: "Все варианты правильные, в зависимости от ситуации. Главное, что во всех случаях лучше не  связываться с подружками по Интернету ".

 

Использованная литература:

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО И РЕАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Волокитина Ю.О., Френкель Е.Э. Вольский военный институт материального обеспечения. 2015 г.

 

 

 

ТОО Компания Финист, Creative Group ©, 2017