Создание системы психологического обеспечения развития личности педагога в школе

24-06-2015
0

Одной из задач психологической службы образования на современном этапе является изучение индивидуальных особенностей ребенка, и развития субъектного начала в нем [2]. Как правило, виды деятельности школьного психолога ориентированы на работу психолога непосредственно с учащимися. Между тем, основной фигурой, оказывающей влияние на ученика, был и остается учитель, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития ребенка [1, 3]. В сегодняшней школе востребован учитель, способный осуществлять функции педагогического менеджмента не только применительно к учебно-воспитатель­ному процессу, к обучению, воспитанию и развитию ученика, но и по отношению к себе, к своему профессиональному и личностному росту. Лишь педагог, осознанно выстраивающий свою субъектность, способен организовать и стимулировать становление субъектной позиции учащегося, предполагающую его активную деятельность по самопознанию и саморазвитию [5]. Субъектность учителя значительно влияет на качество формирующейся субъектности учащихся. Вследствие этого более эффективной может оказаться опосредованная помощь психолога учащимся, реализованная через работу психолога с учителем [1].

Таким образом, взаимодействие педагога-психолога с учителем, актуализация субъектности педагога, развитие педагогического профессионализма представляет, на наш взгляд, важное направление деятельности психологической службы лицея. В этой связи, в соответствии с темой и программой опытно-экспериментальной работы школы «Субъектный подход к организации образовательного процесса как условие развития способностей педагогов и учащихся в условиях специализированного лицея», разработанной под руководством научного руководителя школы Паньшиной Т.В., канд. пед. наук, доцента кафедры педагогики ВКГУ им. С. Аманжолова, нами была создана система психологического обеспечения развития личности педагога в школе (рис.1.). В основу создания системы психологического обеспечения развития личности педагога были положены пять составляющих: 1) научно-методическая; 2) психодиагностическая; 3) социологическая; 4) информационно-техническая; 5) организационная. Остановимся на первых трех составляющих, которые на наш взгляд, являются основными. скачать тут

Г.Д. Васильева, педагог-психолог

 КГУ «Специализированная  школа-лицей № 34 для одаренных детей»

УО ВКО, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск