Методическая копилка
19-09-2018

Обновление содержания образования: психологическая поддержка участников образовательного процесса

 

Продолжая тему «Управление организацией образования в условиях изменений», необходимо рассмотреть вопрос создания психологически безопасной среды в общеобразовательной школе.

Сегодня мы всё делаем для того, чтобы предупредить детский травматизм в школе, но мало задумываемся над тем, что необходима и психологическая безопасность, и сохранение психического здоровья школьников. Очень модное выражение «здоровьесберегающая среда в школе» – это в первую очередь создание психологического комфорта в школьной среде.

Психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, так как школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Это так называемая система «человек–человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием). Психотравмирующими могут стать не только отношения «ученик–ученик», но и «учитель–ученик», «учитель–родитель» и т. д. С этой точки зрения школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» – психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Одной из важных составляющих обновления содержания образования является поиск путей совершенствования оценки результатов обучения. Подобный поиск привел к так называемому «безотметочному» обучению в течение четверти. Отметка ставится только за суммативную работу за раздел (далее – СОР) и суммативную работу за учебный период (далее – СОЧ).

Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся, которая должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности.

Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности – это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего еще я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия – важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этом случае школьная оценка СОР и СОЧ не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

Что мы видим сегодня на практике? 
Учителя столкнулись с тем, что они не знают или знают, но не умеют правильно подобрать средства формирования мотивов учения, не зависящих от школьной отметки.

Как перестроиться и адаптироваться в «безотметочной» системе?

Школьная отметка – это мощный мотивационный фактор, который влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, а также на его статус в школе и социальное положение в семье. Для окружающих ребенка людей: родителей, родственников, учителей, одноклассников – очень существенно, «отличник» ребенок или «троечник».

Итак, текущую отметку «отменили». Что теперь делать? Как адаптировать пятиклассников и семиклассников к такой «безотметочной» системе, которые уже привыкли к торжествующей «пятерке», обнадеживающей «четверке», привычной «тройке» и угнетающей «двойке»? В чем разница «оценки» и «отметки»?

Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.

Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося. Отметка выводится из оценки и потому оценка должна предшествовать отметке, а не наоборот.

Главная задача оценки – установить глубину и объем индивидуальных знаний.

Функции оценки – обратная связь и подкрепление (поощрение). Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Отметка – это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем уровня учащегося относительно

·                     определенного эталона;

·                     класса в целом;

·                     себя самого в предшествующий период.

В практике обновленного содержания образования «оценка» – формативное оценивание, «отметка» – суммативное оценивание.

Функции оценки

1. Обучающая:

·                     дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;

·                     способствует прибавлению, расширению фонда знаний;

·                     2. Воспитательная:

·                     обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;

·                     способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям.

3. Ориентирующая:

·                     воздействует на умственную работу с целью осознания «процесса этой работы и понимания собственных знаний;

·                     формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке.

4. Стимулирующая:

·                     оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;

·                     под ее непосредственным влиянием ускоряются либо замедляются темпы умственной работы;

5. Диагностическая:

·                     фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности;

·                     предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения;

·                     позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач.

6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителяпозволяет учителю

·                     получить информацию о качестве учебного процесса;

·                     использовать различные формы контроля и оценки знаний: текущий, промежуточный, итоговый, фронтальный, индивидуальный, уплотненный.

7. Личностно ориентированная – формирование адекватной самооценки:

·                     формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников;

·                     негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

8. Социальная– изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:

·                     положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками;

·                     негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе, что ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности;

·                     необоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников.