Методическая копилка
19-09-2018

Практические методы и подходы к процессу обучения

 

Для обеспечения успешной реализации учителями обновленной учебной программы необходимо следовать практическим советам.

Преподавание и учение

Важно понимать, что преподавание и учение – не два отдельных вида деятельности, а связанные элементы одного процесса. Чем больше учителя понимают, как происходит учение, и улучшают свою практику преподавания, тем более они способствуют эффективности обучения. Стратегии, наиболее эффективные для повышения успешности учеников:

·                     активное обучение;

·                     обратная связь;

·                     закрепление;

·                     качество преподавания.

Активное обучение

Обучение должно задействовать мышление и приводить к изменениям в структуре мозга. Чем активнее мозг, тем больше обучается человек. Хэтти (Hattie, 2014) описывает наше текущее знание о том, как человеческий мозг обрабатывает информацию, и объясняет, что продолжительная речь учителя может «перегрузить» мозг информацией, в результате чего учащиеся теряют сосредоточенность и интерес, а уровень обучения существенно снижается. Активное обучение, наоборот, обеспечивает вовлеченность учащихся в построение смысла на основании инструкций учителя посредством действий, при которых они должны активно вспоминать и применять знания. Хэтти далее переходит к рассмотрению анализа функции мозга, которое показывает, что овладение навыком происходит только через активную практику, т. е. учащийся должен действовать, а не пассивно слушать.

Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. В классе такие подходы реализуются через групповую работу (Brodie, 2000), «имитацию» игры (Bergen, 2002), определенную тематику по предмету (Peters, 1998). В развитии навыков критического мышления учащихся «имитация» игры позволит смоделировать и исследовать аспекты реальности. Активное обучение позволяет ученикам развивать процесс саморефлексии, вносить посильный вклад в работу пары или группы, чувствовать себя вовлеченным и необходимым в работе пары или группы, развивать тесные взаимоотношения со сверстниками. Кроме того, интересно организовать урок учителя, усилить познавательную деятельность учащихся, способствовать профессиональному мастерству.

Роль учителя в активном обучении

Учебные программы по предметам предполагают не только возможность учащихся самостоятельно работать и мыслить, но и не допускать со стороны учителя безразличного отношения к свободному времяпрепровождению учащихся в классе. К примеру, вовлечение учащихся в процесс определения вопроса и выбора задания влияет на степень их активности, так как наблюдается определенный контроль вопросов (Cavagnetto, Hand&NortonMeier, 2011).

Обсуждение вопросов должно сопровождаться помощью учителя и быть самостоятельным.

Учителя, к примеру, могут помочь в следующей классификации предлагаемых учащимся вопросов: интересно знать, хочу знать, важно для понимания основной темы обучения.

Данная система классификации в дальнейшем служит опорой, которой учащиеся могут воспользоваться, выбрав соответствующие вопросы для исследования. Так, учителя должны анализировать все вопросы, убирая неподходящие, с тем, чтобы оставшиеся в итоге вопросы соответствовали целям обучения. По мере достижения успеха учащимся больше не требуется такая поддержка, и они могут работать самостоятельно.

Для продвижения данного метода обучения учителя должны оказывать учащимся серьезную поддержку, которая будет постепенно сокращаться. Только когда поддержка будет сведена к нулю, учащийся может сказать, что добился планируемого результата.

Если учащемуся разрешается использовать только имеющиеся навыки, фактически он ничему не учится.

Рата (Rata, 2012) утверждает, что учитель, который видит себя только в качестве «координатора», не заслуживает права называться учителем.

Хэтти (Hattie, 2009) провел методологический анализ педагогических подходов. Он сравнил влияние педагогических подходов, в которых учитель является «координатором» и «катализатором». Для сравнения подходов он использовал цифру «0» – отсутствие прогресса, «0,4» – один год прогресса и «1» – два-три года прогресса. Среднее влияние подходов, где учитель был посредником для ученика, – 0,17, в отличие от того, где учитель был катализатором (например, обеспечивая обратную связь, мастерство обучения, создание сложных целей, и т. д.), составил 0,60.

Углубленное изучение учебных предметов зависит от навыков учителей: насколько хорошо новые знания усвоены и взаимодействуют с предварительными знаниями. Это будет различным для каждого ученика из-за индивидуального опыта и возможностей. Таким образом, учителя должны постоянно оценивать отдельных учащихся так, чтобы развивать потенциал и определять дальнейшие шаги в процессе обучения для каждого индивидуально.

В активном обучении учителю необходимо

·                     создавать атмосферу доверия между учителем и учащимися, вовлекать всех;

·                     выслушивать мнение каждого учащегося и признавать важность использования уже имеющихся знаний, умений и навыков для их развития;

·                     стимулировать и развивать обучение учащихся с помощью тщательно подобранных заданий и видов деятельности;

·                     стремиться к воспитанию у учащихся уверенности, ответственности, активности и направлять на самоанализ, рефлексию и инновационную деятельность;

·                     моделировать проблемы и примеры стратегий их решения путем, который понятен учащимся;

·                     использовать активные методы обучения и задания, направленные на развитие навыков учащихся;

·                     организовывать, управлять и планировать индивидуальную, парную, групповую (фронтальную и в малых группах) и коллективную (пары сменного состава) формы работы, эффективно использовать материалы, ресурсы и дополнительные материалы для проведения запланированных уроков согласно установленным целям;

·                     использовать простой, понятный язык для объяснения ученикам идей, инструктажа, подсказок, разъяснений значений слов и похвалы учеников;

·                     поддерживать учение учащихся посредством оценивания для обучения;

·                     поощрять исследовательскую деятельность и активное обучение, основанные на исследованиях учащихся;

·                     развивать навыки критического мышления учащихся;

·                     создавать условия, поддерживающие учащихся в самооценивании и саморазвитии, ведущие к индивидуальной траектории развития;

·                     составлять дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

·                     наблюдать за учениками и предоставлять обратную связь.

На уроке можно проводить различные упражнения для формирования атмосферы сотрудничества, благоприятной психологической среды, укрепления межличностных отношений, повышения самооценки учащихся, ситуации успеха и т. д. Упражнения в игровой форме способствуют тесному сотрудничеству между учителем и учеником.

Мотивация учащихся

Подходы к мотивации учащихся часто классифицируются как внешние или внутренние, хотя, возможно, следует их рассматривать как нечто непрерывное, сплошное, а не разделенное на части (Vallerand, 2000). Подходы к содействию внешней мотивации (на основе факторов, которые являются внешними по отношению к учащемуся) основаны на принципах поведения, предложенных Б. Ф. Скиннером (Skinner, B. F., 1953). Эти подходы опираются на использование обратной связи (в том числе похвалы или упрека), чтобы обеспечить положительное подкрепление желательных моделей поведения и отрицательного подкрепления нежелательных (обзор Walford, 2003). С другой стороны, внутренняя мотивация воспринимается в человеке и может рассматриваться как более доброжелательная и успешная, чем внешняя мотивация (Hunt, 1969/1971 citedWalford, 2003).

Примеры внутренней мотивации – учащиеся хотят участвовать и добиваться прогресса. Основной педагогический вопрос заключается в умении учителя способствовать мотивации, в частности, внутренней мотивации. Учителя часто используют внешний подход для определения и поощрения хорошей работы, к примеру, учитель может похвалить учащихся за подробный рассказ и в то же время наказать тех, кто работает не в полную силу. Однако исследования показали, что использование внешней мотивации может снижать внутреннюю мотивацию.

Например, Деки (Deci, 1971) предоставил участникам интересное задание по решению головоломки, где участники получат вознаграждение. Затем сообщил участникам, что они не будут работать над заданием в комнате, где находятся предметы-головоломки и другие отвлекающие предметы (включая ряд журналов). В течение этого периода участники знали, что они получат внешнее вознаграждение, и решили потратить меньше времени на решение задачи. Другими словами, наличие внешнего вознаграждения снижало внутреннюю мотивацию. Этот основной вывод был воспроизведен в ряде других исследований (RyanandDeci, 2000) и имеет ряд важных последствий для образования.

Согласно когнитивной теории (RyanandDeci, 1985) внешняя мотивация может подорвать внутреннюю, если человек чувствует, что он менее компетентен. Интересно, что не наоборот. Например, ученик, который чувствует себя более компетентным, автоматически не показывает внутреннюю мотивацию (RyanandDeci, 2000). Эта асимметрия в факторах, которая уменьшает или увеличивает внутреннюю мотивацию, обсуждаются в книге Марцано, Пикеринг и Поллока (Marzano, R. J., Pickering, D. J., Pollock, J. E., 2001).

Таким образом, учащиеся имеют врожденное желание учиться, оно может уменьшаться (или даже угасать) из-за отсутствия у них образовательного опыта. Учителя, прежде всего, должны стремиться развивать эти присущие склонности, так как ремотивация учащегося при угасании его внутренней мотивации является сложной задачей. Учителя должны быть осторожными при использовании внешних стимулов, поскольку это может уменьшить внутреннюю мотивацию. Вовлечение учителя необходимо в тех случаях, когда

·                     обучающийся рассматривает уроки как «веселье, забаву»;

·                     учитель придерживается традиционной, проверенной методологии;

·                     обучающийся воспринимает задание как полезную и достоверную информацию.

Одним из аспектов «активатора» обучения является мотивация учащихся, которая способствует реализации их потенциала. Учащиеся, как правило, хотят хорошо учиться в школе, но некоторые теряют мотивацию и интерес. В идеале учащиеся должны быть внутренне мотивированы так, чтобы у них было желание, а не необходимость учиться.

Учащиеся лучше мотивированы при условии практического применения осваиваемых ими новых знаний и навыков, а также во взаимосвязи учебной деятельности с их ежедневным практическим опытом. Внешнее вознаграждение может быть использовано в ситуациях, где имеется низкая начальная внутренняя мотивация.

В идеале учитель должен установить высокие ожидания и использовать похвалу, чтобы укрепить чувство учащегося в собственной компетентности. Как мотивировать ученика, который не хочет учиться? Наиболее используемый прием основан на создании условий для поведения при использовании системы «поощрения» и «наказания» и связан с неприсущей мотивацией или потребностью в обучении.

«Применяя свои знания и накопленное на практике, дети должны сами активно и с воодушевлением делать всю работу. Знание, приобретенное собственным трудом, бывает прочным и запомнится на всю жизнь» (Ж. Аймаутов, 1929).

Стратегии, используемые для мотивирования учеников, необходимо рассматривать с осторожностью. Ученики младших классов склонны быть более мотивированными. Старшеклассники видят мотивацию, когда находят практическое применение своих новых знаний и навыков и положительно реагируют на задачи, связанные с их каждодневным опытом, основанным на реальных ситуациях. Способы мотивации учителей:

·                     разработка и создание учебных заданий, которые связаны с интересами, потребностями и стремлениями ученика;

·                     ученики тянутся к инновациям. Учителя могут опробовать новый метод учения/преподавания и попросить учеников присоединяться во время эксперимента. Это «связывает» учителей и учеников, создает богатую обратную связь со стороны ученика и положительную среду обучения;

·                     поощрение – главный мотивационный фактор, хотя он не всегда связан с успехом;

·                     изменение содержания программы обучения. Многие учителя всё еще монополизируют большинство занятий, где от учеников требуется только слушать и списывать с экрана или доски, что не мотивирует. Существуют разнообразные факторы, формирующие у учащихся интерес к предмету: возбуждающие любопытство факты и события, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д. Наиболее надежный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов; создать атмосферу подлинной увлеченности. Жизненно важная роль учителя заключается в понимании многих факторов, определяющих степень мотивированности учащихся.

В таблице определены некоторые элементы профессиональной практики, которые могут выступать в качестве мотиваторов или демотиваторов в классе.

 

Факторы, влияющие на мотивацию

Мотиваторы

Демотиваторы

Энтузиазм учителя в использовании различных инновационных методов и стратегий преподавания и учения

«Дидактизм» учителя, который в основном сам говорит или читает лекции учащимся

Активные способы обучения с большим количеством участников

Пассивные способы обучения практически без участия обучаемого

Обучающие формы и способы имеют смысл и относятся к предыдущему обучению

Обучающие формы и способы неясны для ученика и не относятся к предыдущему обучению

Учебная деятельность, установленная на индивидуальном подходе и дифференцированная таким образом, что все учащиеся испытывают некоторый успех

Учебная деятельность не дифференцирована и не индивидуализирована; малопонятна и трудна для выполнения учениками в самостоятельном режиме и не способствует успешному обучению

Используется разнообразие методов преподавания и учения – уроки увлекательны и содержательны (непредсказуемость урока)

Нехватка разнообразия методов преподавания и учения – уроки не интересны и не содержательны (предсказуемость урока)

Изменение темпа урока с предоставлением учащимся «времени» «для размышления»

Темпы урока слишком быстрые/медленные и учащимся не дается «время» «подумать»

Предоставление учащимся индивидуальной поддержки

Учащиеся ждут помощи от учителя

Большая похвала и положительный отзыв от учителя

Отсутствие похвалы и отрицательный отзыв от учителя

Учащиеся знают цели урока и то, что от них ожидается

Учащиеся недостаточно точно понимают цели урока и не знают, что от них ожидается

 

Помощь обучающимся в целостном представлении предмета

При преподавании своих предметов учителя должны гарантировать, что информация, рассмотренная ранее в течение курса, остается в памяти каждого ученика до окончательного периода оценивания. Существуют несколько тактических приемов, которые могут помочь в этом:

·                     постоянное содействие ученикам в установлении связи между предметными областями, которые они изучают в настоящее время, с темами, затронутыми ранее (это можно сделать различными способами, например, задать вопрос устно по сегодняшней теме и вернуться к более ранним темам, или же поставить задачи, которые требуют, чтобы ученики опирались на идеи прошлых и текущих тем.Что не только обеспечивает сохранение ранних тем в памяти учеников, но и помогает им увидеть предмет целиком);

·                     планирование преподавания согласно «спиральной учебной программе» таким образом, чтобы тема была затронута на довольно простом уровне в начале курсе, а затем впоследствии была повторно пересмотрена на более высоком уровне;

·                     понимание учениками темы совершенствуется в большей степени, когда им дают возможность повторно рассмотреть эту тему. Этого можно добиться несколькими способами;

·                     повторное рассмотрение темы с использованием других вопросов и отличающихся от использованных ранее;

·                     изучение связи темы с другими темами;

·                     изучение ее на более высоком концептуальном уровне (поскольку это содействует развитию понимания и навыков у учеников) и при помощи множества контекстов.  

Реакция на потребности учащихся и предоставление обратной связи

Определение и удовлетворение потребностей учащихся имеет основное значение для разработки учебных планов в новой учебной программе. Блэк и другие (Black, Petal, 2003) сообщают о положительном воздействии этого подхода на прогресс учеников, и это подтверждается в ряде последующих анализов. Первый этап состоит в определении текущих сильных и слабых сторон учащегося. Его можно осуществить многими способами, включая наблюдение за учащимися при выполнении ими заданий, выслушивание устных ответов и чтение письменной работы. Эта информация затем используется для планирования заданий по преподаванию, которые помогут каждому учащемуся добиваться успехов. Существует ряд элементов, которые могут способствовать успеху этого процесса, если учителя

·                     поощряют культуру принятия рисков, при которой учащиеся не боятся допускать ошибки;

·                     взаимодействуют со всеми учащимися с тем, чтобы помочь учащимся разработать механизмы для формирования суждений о качестве их работы;

·                     обеспечивают прозрачность процесса обучения путем постановки, доведения до сведения, отслеживания целей обучения и корректировки преподавания для достижения учащимися этих целей;

·                     сочетают подходы при оценивании понимания учащимися и варьируют методы обучения для удовлетворения потребностей различных учащихся;

·                     предоставляют устный или письменный отзыв о работе учащихся, этот отзыв является своевременным, конкретным и привязан к определенным критериям (OECD, 2005).

Учителя должны развивать «ситуацию осведомленности» (Hattie, 2012), а не «упрощать обучение»; соответствовать компетенции при определении значения, обзоре моделей, прогнозировании и принятии решений, контроле и коррекции. Такое понимание будет развиваться только тогда, когда учителя задумаются о своей практике и начнут оценивать меру личного влияния на прогресс учащихся.