Методическая копилка
19-09-2018

Профессиональное развитие педагога

 

Можно выделить несколько подходов в работе по достижению школой новых образовательных результатов:

·                     внешний и внутришкольный контроль работы руководства школы, педагогического коллектива и отдельно учителей, показывающих низкие образовательные результаты;

·                     повышение профессиональных компетенций руководящих кадров и педагогических работников школы. Данный подход является одним из ключевых, так как достижения школой новых образовательных результатов напрямую связаны с уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Успешная деятельность организации образования зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров и эффективности управления ими. В свою очередь эффективность управления кадрами предполагает участие администрации в профессиональном развитии педагогов.

Стратегическое направление работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, является одним из условий качества обучения и воспитания школьников. Сегодня профессиональное мастерство работников, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо. Для педагога мастерство – это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. С помощью профессиональной деятельности формируются такие качества: направленность педагога, его знания, способности и умения. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности – педагогические способности, придающие целостность профессиональной деятельности педагога.

Педагогический процесс является главным объектом проектирования профессиональной деятельности, которая включает целенаправленный и организованный процесс построения траектории творческой самореализации личностного потенциала учителя, обеспечивающий развитие его компетентностных характеристик, личностных качеств и свойств в условиях реализации компетентностного подхода в образовании.

Способы профессионального развития педагогического персонала:

·                     самообразование педагогов;

·                     правильно организованная, планомерная, методическая работа.

Этапы управления профессиональным развитиемпедагогического персонала:

·                     Внешняя деятельность – аттестация; участие в семинарах, вебинарах и т. п.; сетевое взаимодействие учителей-предметников; консультации.

·                     Внутренняя деятельность – педсоветы; участие в работе методических объединений, школьных семинаров; консультаций.

·                     Самообразование – определение темы самообразования; курсы повышения квалификации.

·                     Взаимообучение – проведение открытых уроков, мастер-классов; взаимопосещение уроков коллег.

Одна из главных особенностей методической работы – оказание помощи учителям в развитии мастерства, профессиональных знаний, умений, навыков, а также необходимых сегодня свойств и качеств личности педагога. Современная система профессионального развития педагога предполагает овладение системой образовательных стандартов через повышение уровня квалификации педагогических работников и непрерывность их профессионального развития.

Зачастую повышение уровня квалификации педагога носит несистематичный, нецеленаправленный характер или бывает случайным и незапланированным. 

Мониторинговый опрос среди педагогов для выявления их потребностей и зон затруднения; тесная связь с организациями образования в виде посещения занятий педагогов, прошедших курсовую подготовку для определения уровня владения методикой; проведение проблемных семинаров, круглых столов для обсуждения главных вопросов по профессиональной компетентности педагога. Данная работа и будет основанием для конструирования модели профессионального развития педагога.

Все эти вопросы нашли свое отражение в значимых стратегических направлениях АО «НЦПК «Өрлеу»:

·                     Создание новой системы повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающей качественный рост профессионального уровня педагогов.

·                     Модернизация содержания повышения квалификации работников образования на основе лучшего казахстанского и международного опыта, соответствующего современным тенденциям развития образования.

·                     Создание условий эффективного функционирования системы повышения квалификации.

Подход проектирования профессионального развития педагога повышает эффективность результатов использования возможностей каждого педагога посредством реализации целей, поставленных школой.

С позиции отдельного педагога, как субъекта организации, профессиональное развитие заключается в развитии и постоянном обогащении личностных характеристик, навыков и умений, которые необходимы ему для эффективного исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей. Что позволяет педагогу выстраивать индивидуальный образовательный путь с учетом его склонностей, интересов, помогает сделать осознанный выбор, дает возможность систематизировать и оптимизировать данную деятельность, вырабатывает устойчивую потребность в развитии. Эта задача успешно решается национальным центром повышения квалификации.

Именно институты повышения квалификации должны оказывать методическую помощь в выстраивании оптимизированной модели профессионального развития педагога, обеспечении условий профессионального роста с учетом интересов и потребностей педагога.

Профессиональное развитие педагогического персонала – результат взаимодействия потребностей и требований организации образования с интересами конкретного педагога. Только в этом случае процесс будет эффективным.

Успешная деятельность организации образования зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров и эффективности управления ими. В свою очередь эффективность управления кадрами предполагает участие администрации в профессиональном развитии педагогов.