Методическая копилка
19-09-2018

Развитие функциональной компетентности педагога в условиях обновления содержания образования

 

С принятием Государственной программы развития образования и науки РК на 2016–2019 годы система образования вступила в особый период своего развития, когда реальностью становятся фундаментальные качественные изменения, а к самому образованию предъявляются высокие требования, обозначенные в целевых индикаторах данной программы. Перед системой повышения квалификации работников образования республики на этапе перехода к новой модели образования стоит задача формирования профессионально-личностной готовности педагога к работе «по-новому». Новой качественной характеристикой системы образования становится функциональная компетентность педагогов в условиях обновления содержания образования.

На чем основывается данная готовность? Чем обеспечивается и в чем выражается? Какие условия позволяют сделать деятельность по ее формированию более эффективной, инновационной? На наш взгляд, основой для формирования личности педагога должна стать направленность на непрерывное профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование – образование в течение всей жизни. Для этого нужно сформировать новое педагогическое мышление – желание и умение мыслить и действовать по-новому, самостоятельно, творчески, преодолевая ранее сложившиеся представления и стереотипы.

Такая ситуация вызывает необходимость развития инновационных подходов в системе повышения квалификации педагогических работников.

Изменение характера и приоритетов деятельности системы повышения квалификации  позволяет направить усилия ППС на

·                     Обновление содержания образовательных программ и форм повышения квалификации педагогов с учетом мировых образовательных тенденций и основных направлений модернизации казахстанского образования.

·                     Технологизацию процесса обучения, актуализацию деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, интерактивных методов обучения, обеспечивающих реализацию деятельностного и компетентностного подходов. Актуальна организация проектной деятельности:

·                     участие в проектах – повышение квалификации учителей, овладение новыми компетенциями, так как работа в проектном режиме кардинально отличается от традиционной деятельности;

·                     активная деятельность в проекте – выход на новые инновационные решения.

·                     Успешность в реализации новых стратегий развития образования непосредственно связана со способностью учителя стать субъектом инновационной деятельности. Поэтому одной из важнейших проблем является задача формирования технологической компетентности учителя, включающей глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

·                     Создание обогащенной развивающей информационно-методической среды для развития профессиональной компетентности педагога путем актуализации, систематизации и совершенствования методической работы в школе в межкурсовой период.

Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Мы убеждены в необходимости осмысления практики внедрения компетентностного подхода, выработки четкой стратегии внедрения критериального оценивания в образовательную практику с целью достижения наиболее эффективных результатов.

 

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, профессиональной жизни, личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

 

В числе условий, обеспечивающих инновационность подходов в системе повышения квалификации по формированию профессионально-личностной готовности педагога, мы определяем:

·                     Организацию деятельности методических служб региона.

Она включает:

·                     систематизацию работы по изучению и обобщению опыта педагогов, образовательных организаций по актуальным вопросам, связанным с решением задачи формирования и развития навыков широкого спектра;

·                     расширение взаимодействия педагогов с использованием интернет-ресурсов (сетевые сообщества), обмен опытом по проблемам внедрения критериального оценивания в школьную практику;

·                     последовательное методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности школьников, включающее диагностику затруднений, возникающих в процессе внедрения в учебный процесс освоенных образовательных технологий, корректирование посредством проблемных и практико-ориентированных семинаров, тренингов, мастер-классов, групповых и индивидуальных консультаций;

·                     создание творческих групп учителей по выявлению и экспериментальной апробации совокупности средств формирования у учащихся навыков широко спектра.

Инновационность предполагает обновление функций педагогов организаций образования.

В содержание профессиональной компетентности учителей ранее не включалась функциональная грамотность, так как она не значилась в конечных результатах общего среднего образования. Сейчас эта проблема становится актуальной. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего навыки широкого спектра, является на современном этапе развития образования одной из главных задач.

В числе трудностей, связанных с организацией и содержанием процесса формирования и развития широкого спектра навыков школьников в организациях образования, – недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые привыкли к традиционному подходу в обучении и не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе.

Руководителю СОО необходимо организовывать и проводить работу по развитию следующих способов деятельности педагогов:

·                     изменение направления процессуальной стороны образовательного процесса с формирующего (знаниевого) на развивающий, деятельностный, личностно- ориентированный;

·                     проектирование образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий (проблемно-диалогического обучения, оценивания образовательных достижений), соответствующих компетентностному подходу;

·                     создание с учетом потенциала предмета педагогических условий для овладения навыками широкого спектра школьников как совокупности универсальных способов деятельности: познавательных, организационных, коммуникативных, личностных.