Отчеты
24-02-2020

Информация Республиканского научно-практического центра «Дарын» о проведенных мероприятиях (февраль, 2020 г.)

В целях выявления и поддержки талантливых учащихся в лингвистическом отношении, проявляющих интерес к овладению государственным языком как средством общения, интеллектуального и духовного развития Республиканский научно-практический центр «Дарын» Министерства образования и науки Республики Казахстан совместно с управлением развития системы КАЗТЕСТ Национального центра тестирования С31 января по 2 февраля т.г. на базе международной школы-лицея «NURORDA» г. Нур- Султан провел заключительный этап ХІV республиканской дистанционной олимпиады по казахскому языку «Язык-символ независимости государства» среди учащихся 5-10 классов некоренной национальности.                                 

 

В дистанционном туре олимпиады приняли участие 2470 учащихся по Республике, наивысшие 59-60 баллов были приглашены в г. Нур-Султан на заключительный этап. В заключительном этапе олимпиады приняли участие 37 учащихся из 5-10 классов со всех областей Республики Казахстана, а также  городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

В заключительном этапе участники выполняли тестовые задания, подготовленные управлением развития системы КАЗТЕСТ по лексике, грамматике и аудированию.

По итогам олимпиады победители и призеры были награждены дипломами І,ІІ,ІІІ степени, грамотами РНПЦ «Дарын». Среди 5-7 классов, набравших наивысшие количество баллов, были вручены направления в РУОЦ "Балдаурен" Ли Арыстану (г. Нур-Султан), Кадимову Гульчину (Жамбылская область).

В рамках олимпиады для школьников были проведены психологические тренинги, всем участникам розданы футболки с логотипом РНПЦ «Дарын» и книга «Тәтті алма», подготовленная Фондом развития государственного языка. Также для всех гостей была организована экскурсия в Национальный музей Республики Казахстан.

Во исполнение приказа МОН РК от 4 декабря 2019 года №519 «О проведении республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам в 2019-2020 учебном году» (далее - Конкурс) проведены четыре этапа Конкурса.

На первом этапе (школьном) зарегистрировались 21 604 учащихся, из них 14 281 учащихся с казахским языком обучения (66%). На втором этапе (районном) приняли участие 7332 учащихся, из них 3868 учащихся с казахским языком обучения (53%). На третьем этапе (тестирование) в единый день 11 декабря 2019 года, в режиме онлайн участвовали 3381 учащихся, из них 1850 учащихся с казахским языком обучения (55%). По итогам тестирования на отборочный этап Конкурса поступило 967 проектов, над которыми работали 1063 школьников. Предварительную экспертизу в течение месяца проводили ведущие ученые крупнейших вузов Республики Казахстан с 25 декабря 2019 года по 18 января 2020 года. Третий этап (отборочный) - проводится РНПЦ «Дарын» по предметам естественно-математического направления (1-3 секции) и областными управлениями образования и гг.Нур-Султан, Алматы и Шымкент, Республиканских организациях образования, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» по предметам общественно-гуманитарного направления (4 секция). По итогам третьего этапа решением членов жюри на заключительный этап допущены 590 научных работ, над которыми работали 751 учащихся из 193 организаций образования республики, из них 441 (58 %) участников с казахским языком обучения. Заключительный, IV этап Конкурса, проведен совместно с Управлением образования г. Алматы в период с 11 по 14 февраля 2020 года на базе КазНУ имени аль-Фараби».

Решением жюри Конкурса дипломами МОН РК I степени и золотыми медалями награждены 57 участников, дипломами II степени и серебряными медалями - 103 участника, дипломами III степени и бронзовыми медалями - 175 участников.

По итогам Конкурса сборная команда страны, из числа победителей, представит свои работы на ежегодном международном конкурсе научных проектов школьников ISEF-2020, который состоится в г.Анахайм (штат Калифорния, США) в период с 10 по 15 мая т.г.

Решением руководства Казахстанско-Британского технического университета и «AstanaITUniversity» выпускникам - победителям и призерам Конкурса – на церемонии закрытия были вручены гранты на обучение.

В целях трансляции  основ воспитательной системы, формирования   общечеловеческих ценностей в специализированных организациях образования Республиканский научно – практический центр «Дарын» Министерства образования и науки РК  19-20 февраля т.г. провел расширенное заседание учебно – методического совета (далее- УМС) на базе специализированных школ Управления образования Восточно-Казахстанскойобласти.

В работе УМС приняли участие ведущие ученые республики, директора, заместители директоров специализированных организаций образования для одаренных детей, члены УМС (утверждённые приказом Министерства образования и науки РК № 668 от 5 ноября 2015 года), руководители, заместители руководителей региональных научно-практических центров «Дарын». На УМС приняли участие  132педагогов: из них представителей Управления образования - 2, региональных научно-практических центров «Дарын» - 8, директора специализированных организаций образования – 44, заместители директоров специализированных организаций образования – 78.

На базе Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова состоялось пленарное заседание, открывшее работу  учебно-методического Совета.

С приветственным словом к участникам обратились Төлеген Мұхтар Әділбекұлы-ректор Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, Жумадилова Сайрангуль Ахметкаримовна - руководитель управления образования Восточно-Казахстанской области, Каркулова Айгуль Акимгереевна – руководитель лаборатории педагогического мастерства республиканского научно-практического центра «Дарын» МОН РК.

Систему работы Восточно-Казахстанского научно-методического центра развития одаренности и дополнительного образования Дарын, отражающую результативность участия школьников и педагогов области в республиканских, международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях, а также перспективах дальнейшей работы по профессиональному сопровождению развития одаренности, представила директор Рахимжанова Гаухар Болатбековна.

Участники Совета были ознакомлены с инновационными разработками исследовательской лаборатории Stem-карьера по развитию навыков конструирования у детей и подростков (Мурзахметов А. К. - представитель "Kerneu Technologies"; Жиенбаев Е.А, - директор специализированного лицея №92 им. М. Ганди).

Участники Совета смогли ознакомиться с перспективными формами работы с одаренными детьми, которые представили на выставке образовательных достижений областные школы для одаренных детей.

19 февраля в рамках программы учебно-методического Совета участники ознакомились с опытом работы учителей ІТ-школы-лицея и школы-лицея-интерната для одаренных детей.

Инновационный опыт педагогов ІТ-школы-лицея, представленный участникам Совета, показал направление образовательно-воспитательного процесса по развитию учебных, исследовательских компетенций, а также компетенций программирования и моделирования образовательных ресурсов (IT-Start-upпроекты: «Пешеход Helper», «Создание виртуального 3D-тура «Абай –дана, Абай-дара қазақта», «Разработка моделей виртуальной реальности», «Создание виртуального 3Dтура «Восточно-Казахстанцы в годы ВОВ», «Мобильное приложение по профилактике стресса для операционной системы Android»). Присутствующие были включены в проведение открытых уроков, мастер-классов.

Встреча участников Совета на территории IT-школы-лицея завершилась диалоговой площадкой, позволивший осуществить обмен  мнениями о реализуемых формах работы с одаренными детьми.

Воспитательная работа с одаренными детьми, являющаяся особенностью школы-лицея-интерната, показала модель развития компетенции самосознания и патриотизма. Формы защиты авторских программ обеспечили включение   участников Совета в представленный панорамный сюжет казахстанского патриотизма.

Второй день расширенного заседанияучебно-методического Совета обеспечил возможность погружения участников в образовательный процесс организаций образования, реализующих работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитанниками военизированной школы-лицея-интерната, учащимися школы, являющейся площадкой научно-учебного исследовательского центра.

Особенностью, отличающей Валеологическую специализированную школу-комплекс для одаренных детей г. Усть-Каменогорска, является внедрение модели научного сопровождения образовательно-воспитательного процесса дошкольных групп и начальных классов. Вниманию присутствующих был представлен экспресс-обзор программы развития профессиональных компетенций педагогов посредством включения в научно-исследовательскую деятельность (Ахаева Н.В., директор, д.п.н., академик АПНК; Ахаев А.В., научный руководитель, д.п.н., профессор, академик АПНК и МАКФ). Показана развернутая система научно-педагогического сотрудничества школы-комплекса с республиканскими и зарубежными исследовательскими организациями (Франция, Россия), Академией педагогических наук МОН РК. Сотрудничество обеспечивает проведение научно-практических конференций, стажировок для директоров специализированных школ, реализацию образовательных и социальных проектов, наставничество в процессе профессионального развития педагогов школы, привлечение ученых к разработке заданий и членству в жюри олимпиад и соревнований.

Участники Совета были ознакомлены с результатами внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс специализированной мужской школы-лицея-интерната «Жас Улан» имени Ш. Уалиханова для одаренных детей,с целью повышения мотивации учебного труда уланов, приемами вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу.

Особый интерес присутствующих вызвала внедряемая программа по дистанционному управлению автоматом, а также работа мастер-класса «Интеграция предметов: начальная военная технологическая подготовка, физика, информатика и робототехника», проводимого группой педагогов школы.

В стенах областной специализированной школы-гимназии-интернате имени Жамбыла для одаренных детей участникам было предложено посетить открытые уроки, интересные и полезные внеклассные мероприятия,показавшие реализациюинновационной работыиглубокоесодержание практики преподавания и обучения.

Первым шагом ознакомления участников с деятельностью школы-гимназии было посвящение в план работы школы и групповая работа в «аулах». Группа участников, посетившаяаул имени Абая, увидела персонажей эпического романа М. Ауэзова «Путь Абая» (учащиеся гимназии), продемонстрировавших размышления о жизни Абая. В рамках празднования великого поэта ко дню празднования 175-летия было предложено исполнение песен «Желсіз түнде жарық ай», «Айттым сәлем, Қаламқас» и другие.

Другие группы участников посетили аул «Аль-Фараби», познакомившись с  кратким обзором жизни Аль-Фараби и побывала в ауле «Жамбыл». Учителя и ученики аула «Жамбыл» связали свою деревню с жизнью и творчеством поэта.

Вниманию присутствующих также была представлена деятельностью клубов мальчиков и девочек по «Дзю-До», «Шахматы», «Тогызкумалак», «Интеллект», на мгновение погрузившая в атмосферу соревнования. Участники встречи имели возможность ознакомиться с научно-методической лабораторией имени Канипы Битибаевой, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного и почетного педагога Республики Казахстан. На стендах лаборатории участникам рассказали о работе учителя, воспоминаниях о ней, изданных ею пособиях по казахскому языку и литературе. В настоящее время лаборатория имени К.Битибаевой открыта во всех городских и районных центрах области и ведут постоянную работу.

Присутствующие выразили слова благодарности коллективу школы-гимназии, сохранившему традиции нравственности, осуществляющими образцовую работу, внедрение научных методов.

Рефлексия официальной части Совета показывает, что работу специализированных школ с одаренными детьми в стране необходимо продолжать. Каждый из  присутствующих отметил, что все лучшие инициативы, которыми поделились специализированные школы по работе с одаренными детьми,являются образцом перспективной управленческой и образовательной практической деятельности каждой школы. Результат представленного опыта специализированных школ ВКО, позволяет каждому участнику получить определенный алгоритм дальнейшего систематизирования инновацийв работе с одаренными детьми.

В рамках завершения программы работы Совета участники встретились на базе «Дарын» в Горной Ульбинке. В процессе тимбилдинга «Darynteam» каждая из 10 команд участников смогла пройти все препятствия, показав навыки командной работы, позитивный эмоциональный настрой.

 

РНПЦ «Дарын»

В целях выявлени