Нормативно-правовые документы
19-09-2018

Нормативно-правовые документы, регулирующие учебно-воспитательный процесс в специализированных организациях образования

 

 

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

«Дарын» республикалық ғылыми-практикалық орталығы

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Республиканский научно-практический центр «Дарын»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мамандандырылған білім беру ұйымдарының

оқу-тәрбие үрдісін реттейтін

нормативтік-құқықтық құжаттар

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые документы, регулирующие

учебно-воспитательный процесс в специализированных организациях образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана-2018

 

 

ББК 63.3 (2 каз)  я 72

Т 36

 

Басылымға «Дарын» РҒПО оқу-әдістемелік кеңесімен ұсынылған

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом РНПЦ «Дарын»

 

 

 

 

 

Т 36 Мамандандырылған білім беру ұйымдарының оқу-тәрбие үрдісін реттейтін нормативтік-құқықтық құжаттар - Астана: «Дарын», 2018 ж.

 

Т 36Нормативно-правовые документы, регулирующие учебно-воспитательный процесс в специализированных организациях образования- Астана: «Дарын», 2018г.

 

 

ISBN 9965-522-15-4

 

 

 

Осы жинаққа мамандандырылған білім беру ұйымдарының оқу-тәрбие үрдісін реттейтін нормативтік-құқықтық құжаттаржинақталған.

Жинақ дарынды балаларға арналған мамандандырылған білім беру ұйымдарының басшылары мен педагогтарына арналған.

 

Данный сборник включает нормативно-правовые документы, регулирующие учебно-воспитательный процесс в специализированных организациях образования.

Сборник адресован руководителям и педагогическим работникам специализированных организаций образования для одаренных детей.

 

 

 

ББК 63.3 (2 каз) я 72

Т 0503020905

     00(05)-02

 

© «Дарын», 2018

Компьютерный набор и верстка:

Cлужба информационных технологий

РНПЦ «Дарын», 2018.

 

ISBN 9965-522-15-4

 

 

 

 

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ

и РАЗВИТИИ ШКОЛ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

 

В целях дальнейшего совершенствования обучения и воспитания одаренных детей, создания необходимых условий для развития их интеллектуальных способностей и таланта, всесторонней подготовки молодежи к участию в решении задач общественного развития: 

1. Правительству Республики Казахстан: 

- до 1 июля 1996 года разработать и утвердить Положение о специализированной школе для одаренных детей, предусмотрев в нем механизм выявления и отбора одаренных детей, укомплектование указанных учебных заведений квалифицированными педагогическими кадрами, улучшение качественного состава учителей действующих школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов;

- до 1 сентября 1996 года разработать и внести на утверждение Президента Республики Казахстан Государственную программу Республики Казахстан поддержки молодых талантов "Дарын", определяющую основную стратегию поиска, воспитания и обучения одаренных детей и молодежи. 

2. Акимам областей г. Алматы: 

- до 1 августа 1996 года рассмотреть состояние обучения и воспитания учащихся, проявивших особую одаренность и способности в изучении основ наук, в музыке, живописи, других видах искусства, спорте, детском самодеятельном творчестве, разработать и утвердить систему мер, направленных на сохранение и расширение сети школ и внешкольных учреждений для этих детей; 
      - до начала нового учебного года принять меры по организации ремонта учреждений образования для одаренных детей - школ, лицеев, гимназий, внешкольных учреждений - дворцов и домов школьников, областных и городских станций юных техников, натуралистов, туристов, обеспечению их современным оборудованием, компьютерной техникой, привлекая в этих целях дополнительные источники финансирования, внебюджетные средства, спонсорские взносы. 
      3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан. 
     

Президент

Республики Казахстан 

 


 

ҚАЗАҚСТАН

РЕСПУБЛИКАСЫ

БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ

МИНИСТРЛІГІ

 

БҰЙРЫҚ

2016 жылғы 29 желтоқсанындағы  №726

 

 

МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

 

ПРИКАЗ

 от 29 декабря2016года

726

 

 

 

 

Приказ и.о. Министра образования и науки

Республики Казахстан

«О внесении изменений в приказ

Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 22 февраля 2013 года № 50

"Об утверждении номенклатуры

видов организаций образования"

 

(Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 января 2017 года № 14730)

 

В целях приведения в соответствие с пунктом 4 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 февраля 2013 года № 50 "Об утверждении номенклатуры видов организаций образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8390, опубликованный в республиканской газете "Егемен Қазақстан" от 7 августа 2013 года № 184 (28123)), следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:";

номенклатуру видов организаций образования, утвержденную указанным приказом, изложить в редакции согласно приложениюк настоящему приказу.

2. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление копий настоящего приказа в периодические печатные издания для официального опубликования, а также в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Исполняющая обязанности

Министра образования и науки

Республики Казахстан Б. Асылова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение
к приказу исполняющего обязанности
Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 29 декабря 2016 года № 726
 

Утверждена
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 22 февраля 2013 года № 50

 

Номенклатура видов организаций образования

      Виды организаций образования по соответствующим типам:

      1. Дошкольные организации:

      1) ясли-сад;

      2) детский сад;

      3) семейный ясли-сад;

      4) санаторный ясли-сад;

      5) комплекс "школа-ясли-сад";

      6) дошкольный мини-центр.

      2. Организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего):

      1) по уровням образования:

      начальная школа;

      основная средняя школа;

      общеобразовательная школа;

      2) по профилю обучения:

      гимназия;

      лицей;

      профильная школа;

      3) по условиям организации обучения:

      малокомплектная школа;

      опорная школа (ресурсный центр);

      общеобразовательная школа при исправительном учреждении;

      вечерняя школа;

      организация образования для детей с девиантным поведением;

      организация образования для детей с особым режимом содержания;

      школа при больнице;

      4) международные:

      международная школа;

      5) интернатные организации:

      школа-интернат;

      военная школа-интернат;

      интернат при общеобразовательной школе;

      интернат при опорной школе (ресурсный центр);

      школа-интернат для детей из многодетных и малообеспеченных семей;

      санаторная школа-интернат;

      6) комбинированные:

      школа-гимназия;

      школа-лицей;

      школа-центр дополнительного образования;

      школа-интернат-колледж;

      учебно-оздоровительный центр (комплекс);

      учебно-производственный комбинат (межшкольный, курсовой);

      учебно-воспитательный центр (комплекс);

      учебный центр.

      3. Организации технического и профессионального образования:

      1) колледж;

      2) училище;

      3) учебный центр профессиональной подготовки;

      4) колледж для детей с особыми образовательными потребностями;

      5) учебный центр профессиональной подготовки при исправительном учреждении;

      6) колледж при исправительном учреждении;

      7) военно-технический колледж;

      8) высший колледж.

      4. Организации послесреднего образования:

      1) колледж;

      2) высший колледж;

      3) училище.

      5. Организации высшего образования:

      1) институт;

      2) консерватория;

      3) высшая школа;

      4) высшее училище;

      5) академия.

      6. Организации высшего и послевузовского образования:

      1) Национальный исследовательский университет;

      2) Национальное высшее учебное заведение;

      3) исследовательский университет;

      4) университет;

      5) академия.

      7. Специализированные организации образования:

      1) специализированная школа;

      2) специализированный лицей (специализированная школа-лицей);

      3) специализированная гимназия (специализированная школа-гимназия);

      4) специализированная школа-интернат;

      5) специализированная школа-лицей-интернат;

      6) специализированная школа-гимназия-интернат;

      7) специализированная музыкальная школа-интернат;

      8) специализированная спортивная школа-интернат (специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва);

      9) специализированная хореографическая школа-интернат (специализированная хореографическая школа-интернат-училище);

      10) специализированная военная школа-интернат;

      11) лицей-интернат "Білім-инновация";

      12) специализированная школа-комплекс.

      8. Специальные организации образования:

      1) специальный ясли-сад;

      2)специальный детский сад;

      3) специальная школа;

      4) специальная школа-интернат;

      5) специальный комплекс "детский сад-школа-интернат";

      6) специальный комплекс "школа-интернат-колледж";

      7) психолого-медико-педагогическая консультация;

      8) реабилитационный центр;

      9) кабинет психолого-педагогической коррекции.

      9. Организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

      1) детский дом;

      2) детский дом для детей с особыми образовательными потребностями;

      3) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      4) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями;

      5) детский дом семейного типа;

      6) детская деревня семейного типа;

      7) приют;

      8) центр адаптации несовершеннолетних;

      9) дом юношества (центр социальной адаптации);

      10) центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      10. Организации дополнительного образования для детей:

      1) дошкольный развивающий комплекс (центр, академия);

      2) дворец школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества);

      3) станция юных натуралистов (детские экологические центры, биологические центры, экобиоцентры);

      4) станция юных техников (центры, школы технического творчества детей и юношества);

      5) станция юных туристов (центры детско-юношеского туризма);

      6) детский дворовый клуб, детский военно-патриотический клуб (клубные досуговые организации);

      7) детские школы искусств (детские музыкальные школы, детские художественные школы, детские школы искусств, школы художественно-эстетической направленности);

      8) детский оздоровительный лагерь (центры, комплексы, загородные оздоровительные лагеря и лагеря дневного пребывания, палаточные, юрточные);

      9) детско-юношеская спортивная школа;

      10) специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва;

      11) организации по направлениям деятельности и интересам детей;

      12) учебно-методические и научно-методические центры дополнительного образования для детей.

      11. Организации дополнительного образования для взрослых:

      1) институт дополнительного образования;

      2) методический центр (кабинет);

      3) учебный центр (региональный, межрегиональный, отраслевой) дополнительного образования;

      4) структурное подразделение дополнительного образования юридического лица, осуществляющего образовательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ҚАЗАҚСТАН

РЕСПУБЛИКАСЫ

ҮКІМЕТІНІҢ

 

 

ҚАУЛЫСЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ

 

 

 

КАЗАХСТАН

 

 

 

 

2017 жылғы  7 сәуірдегі                Астана, Үкімет Үйі         от17апреля  2017 года

 

 

№ 181                                                                                        №  181

Подпись: Бланк сериялық нөмірсіз ЖАРАМСЫЗ БОЛЫП ТАБЫЛАДЫ. Қызмет бабына қажетті көшірмелер шектеулі данада жасалады,
белгіленген тәртіппен БЕКІТІЛЕДІ ЖӘНЕ ЕСЕПКЕ АЛЫНАДЫ. 
Бланк без серийного номера НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН. Копии при служебной необходимости делаются в ограниченном количестве, 
ЗАВЕРЯЮТСЯ И УЧИТЫВАЮТСЯ в установленном порядке.


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2017 года № 181

 

     Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей" (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 33, ст. 501) следующие изменения:

      в пункте 1:

      подпункты 2)3)4)5)6) изложить в следующей редакции:

      "2) Типовые правила деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего);

      3) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования;

      4) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы послесреднего образования;

      5) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего образования;

      6) Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования;";

      подпункт 9) изложить в следующей редакции:

      "9) Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;";

      Типовые правила деятельности дошкольных организаций, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего), утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности организаций технического и профессионального образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности организаций послесреднего образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности организаций высшего образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности организаций высшего и послевузовского образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности специализированных организаций образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему постановлению;

      Типовые правила деятельности специальных организаций образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 8 к настоящему постановлению;

      в Типовых правилах деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), утвержденных указанным постановлением:

      заголовок изложить в следующей редакции:

      "Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Организация образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, печать и штампы со своим наименованием, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан - счет в банке.

      Организация образования самостоятельно разрабатывает воспитательную программу в соответствии с психофизиологическими особенностями воспитанников, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Организация образования проводит работы по формированию у учащихся культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и потребления натуральных и свежих продуктов.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Контроль за деятельностью организаций образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года "О браке (супружестве) и семье", Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, законами Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", от 8 августа 2002 года "О правах ребенка в Республике Казахстан", законодательством Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.";

      часть первую пункта 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах осуществляется согласно Типовым правилам деятельности организаций среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего).";

      Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 9 к настоящему постановлению;

      в Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для взрослых, утвержденных указанным постановлением:

      заголовок раздела 1 изложить в следующей редакции, текст на казахском языке не меняется:

      "1. Общие положения";

      пункты 23 изложить в следующей редакции:

      "2. Дополнительное образование для взрослых осуществляется организациями образования, а также юридическими лицами, имеющими структурные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы (далее – организации образования).

      3. Организации образования осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (далее – Трудовой кодекс), законами Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", от 18 ноября 2015 года "О противодействии коррупции", иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими образовательную деятельность, а также настоящими Типовыми правилами и разработанным на их основе уставом организации образования.";

      подпункт 1) пункта 4 изложить в следующей редакции:

      "1) повышение квалификации и переподготовка рабочих, служащих, специалистов с учетом постоянного повышения предъявляемых к ним требований в связи с изменениями, происходящими в технологиях и производстве;";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Повышение квалификации и переподготовка кадров осуществляются на основе договоров, заключаемых с предприятиями (объединениями), организациями, органами занятости, а также другими юридическими и физическими лицами.";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Дополнительное образование для взрослых может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и на платной основе.

      Стоимость обучения на платной основе определяется организацией образования.

      Дополнительное образование медицинских и фармацевтических работников за счет бюджетных средств осуществляется в обучающих организациях, прошедших институциональную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. Работники, проходящие повышение квалификации и переподготовку, пользуются гарантиями, предусмотренными Трудовым кодексом, коллективным, трудовым договорами.";

      пункт 24 изложить в следующей редакции:

      "24. Руководитель организации дополнительного образования для взрослых в порядке, установленном законами Республики Казахстан, несет ответственность за:

      1) нарушение прав и свобод обучающихся и работников организации дополнительного образования для взрослых;

      2) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

      3) жизнь и здоровье обучающихся и работников организации дополнительного образования для взрослых во время образовательного процесса;

      4) состояние финансово-хозяйственной деятельности, в том числе нецелевое использование материальных и денежных средств;

      5) иные нарушения требований, предусмотренных в нормативных правовых актах и условиях трудового договора.".

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр
Республики Казахстан Б. Сагинтаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 7 апреля 2017 года № 181

 

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 17 мая 2013 года № 499

Типовые правила деятельности специализированных организаций образования

1. Общие положения

1. Настоящие Типовые правила деятельности специализированных организаций образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") и определяют порядок их деятельности, независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.

 2. Специализированная организация образования реализует элитарное образование по специализированным общеобразовательным учебным программам, направленным на углубленное освоение одаренными детьми основ наук, культуры, искусства, хореографии, спорта, начальной военной подготовки.

 3. Специализированная организация образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, а также настоящими Правилами и разработанным на их основе уставом. Устав разрабатывается специализированной организацией образования.

4. Основная цель специализированных организаций образования – обеспечение условий для развития конкурентоспособной личности и функциональной грамотности одаренных детей, готовых самоактуализироваться в динамично развивающейся среде.

5. Задачи специализированных организаций образования:

1) реализация элитарного образования;

2) сохранение и приумножение интеллектуального потенциала страны;

3) обеспечение индивидуализированного характера обучения одаренных детей и качественного усвоения обучающимися специализированных общеобразовательных учебных программ;

4) совершенствование навыков самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности одаренных детей;

5) формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

6. Специализированная организация образования имеет следущие направления: естественно-математическое, общественно-гуманитарное, экономическое, технологическое, музыкальное, хореографическое, художественно-эстетическое, военное, спортивное.

7. Специализированная организация образования является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку нового содержания образования, форм и методов по его внедрению, апробации экспериментальных образовательных программ и учебных планов.

2. Порядок деятельности специализированных организаций образования

8. Создание специализированных организаций образования осуществляется в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

9. Органи<